В романе «Князь Серебряный» несколько героев и лишь одна героиня. Елена Дмитриевна, несомненно, близка лермонтовской Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова. Работая над романом, А. К. Толстой был под сильным влиянием «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Создание облика русской красавицы той поры, с одной стороны, основано на традициях далекой эпохи, с другой — опирается на нормы поведения и общения с окружающими молодой женщины, по убеждениям самого автора. Героиня не смеет играть сколько-нибудь заметную роль в отношениях своих близких, стремясь полностью раствориться в их решениях, судьбах, поступках. Существо подчиненное, почти порабощенное, она ухитряется сохранить свое достоинство, стремясь если не помочь близким, то хотя бы не навредить им. Преданность, покорность в исполнении своих неизменных обязанностей, умение видеть и принимать сложившуюся ситуацию такой, какова она есть, — вот достоинства героини — жены, друга, помощницы.
Видите ли в романе лишь одну сюжетную линию, связанную с любовью князя Серебряного и Елены Дмитриевны, или есть и другая, показывающая отношения царя и независимого князя?
В центре сюжета романа, который повествует о судьбе князя Серебряного, находятся события, которые происходили в России, начиная с 1565 года. Узловые моменты жизни князя тесно переплетаются с важными для страны свершениями.
Почему народ в романе представлен главным образом «станичниками» — беглым и разбойниками?
Сюжет исторического произведения с романтическими героями развертывается на фоне не менее романтическом. Лихая вольница «станичников»-разбойников с их анархией и разнузданными повадками была прекрасным фоном для трагического сюжета.
Как автор использует устное народное творчество и как, по вашему мнению, к нему относится?
Автор очень охотно обращается к самым различным жанрам устного народного творчества. В романе мы находим и сказки, и предания, и исторические песни, и россыпь произведений малых жанров фольклора. Обилие пословиц и поговорок в речи повествователя — яркая черта романа. Так автор демонстрирует свою позицию по отношению к языку художественной прозы, свои эстетические и философские взгляды.
Автор использует произведения фольклора и в композиции романа, включая их в самые ответственные главы и давая даже комментарии к ним, чтобы более точно и с учетом народного мнения описать конкретное событие. Так, сюжет о попытке царевича свергнуть отца и ответной реакции Грозного, А. К. Толстой берет из народной песни и снабжает своими комментариями, хотя в истории такой эпизод не зафиксирован.
Оцените мастерство создания интерьера в романе. Приведите примеры наиболее заинтересовавших вас описаний.
В произведениях А. К. Толстого всегда очень ярок и убедителен слой бытового материала, который доносит до нас атмосферу эпохи. Он описывает и боярские, и царские палаты, и мельницу. Всегда эти описания не только точны, но и с большим интересом и уважением, даже любовью воспроизводят важнейшие мелочи и самих предметов и их использования. Как пример можно привести описание пира в главе 8. И расположение столов, и то, как сидят за ними гости, и порядок угощения, и весь праздничный ритуал описаны подробно, неторопливо, добротно. У читателя создается иллюзия чуть ли не участия в этом многочасовом сидении за пиршественным столом.