А. С. Пушкин. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Запишите в тетради все известные вам произ­ведения А. С. Пушкина. Определите жанр каждого.
Ответ одного из семиклассников.

«Я полюбил произведения Пушкина еще в детстве. Сначала мне читали родители его сказки, а затем я перечитал их самостоятельно. Меня совершенно очаровали «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салта­не…», рассмешила «Сказка о попе и о ра­ботнике его Балде», о многом заставила задуматься «Сказка о рыбаке и рыбке».

Затем я читал вступление к поэме «Рус­лан и Людмила» и даже выучил его на­изусть. Мне полюбились все сказочные персонажи, обитающие в Лукоморье, осо­бенно кот ученый, русалка, тридцать ви­тязей и королевич, который «мимоходом пленяет грозного царя». В 5 классе я про­читал уже все произведение «Руслан и Людмила». По жанру это поэма. Поми­мо «Барышни-крестьянки», которую мы в классе с большим интересом обсуждали, я прочитал и другие «Повести Белкина», а именно: «Метель», «Выстрел». Я понял, прочитав «Дубровского», отличие романа от повести, и оно не только в объеме произведения, но и в отражении множест­ва судеб, в сочетании нескольких сюжет­ных линий, в постановке многих важных философских, нравственных, социаль­ных проблем, над которыми вместе с авто­ром романа может поразмышлять чита­тель.

Конечно, я знаю и читал много пушкин­ских стихотворений о природе, дружбе, любви, духовной красоте человека. Знаю наизусть «Зимнее утро», «К портрету Жу­ковского». Мне очень понравилось стихо­творение «Певец». Оно лирично и грустно. Пушкин, пожалуй, владел всеми стихо­творными жанрами — элегией, стансами, посланием, эпиграммой, мадригалом, эпи­тафией, сонетом. Стихотворение «Стансы» и послание «Друзьям» удивляют глубокой мудростью и зрелостью в общем-то еще мо­лодого человека.

А еще я прочитал трагедию «Борис Годунов». Произведение очень сложное, мы его будем изучать в старших классах. Его надо перечитывать неоднократно. По­ка меня притягивает образ летописца Пимена, его любовь к истории и родной стране».

Сравните свои записи с тем, что написали од­ноклассники. И на основе общих наблюдений сде­лайте вывод о жанровой структуре пушкинских про­изведений.
В тех классах, где ребята с интересом изучают литературу, семиклассники запи­сали много известных произведений Пуш­кина. Несколько человек прочли даже «Капитанскую дочку» и «Пиковую да­му». С определением жанра «Капитанской дочки» возникли противоречия: то ли это произведение роман, то ли повесть. Наде­емся, что в 8 классе мнения определятся.

А. С. Пушкин создавал произведения во всех литературных родах — лирике (сти­хотворения, послания, элегии, стансы, эпиграммы, эпитафии, мадригалы, соне­ты и т. д.), драме (трагедии), эпосе (повес­ти, романы). Такова жанровая структура пушкинских произведений.


Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.