1. Можно ли считать стихотворение, адресованное портрету, посланием?
В какой-то мере можно считать это стихотворение посланием. Уже в самом заголовке присутствует необходимое для данного жанра обращение к конкретному адресату. Содержание его говорит о том, что через формальное обращение к портрету послание адресуется самому изображенному на нем — В. А. Жуковскому — с оценкой его внутреннего мира, поэзии, его влияния на читающее общество. Как и принято в жанре послания, автор выражает свое эмоциональное отношение к собеседнику.
2. Какие художественные приемы используются для описания изображенного на портрете человека? Какой из них берет на вооружение Пушкин?
Для описания изображенного на портрете человека в художественном произведении используются разнообразные приемы: детальная передача черт внешности, выражения лица, жестов, особенностей костюма, окружающей обстановки. Известен термин «психологический портрет», означающий такое описание внешности изображенного человека, через которое раскрывается его внутренний мир. Порой бывает достаточно показать лишь одну, но очень существенную черту внешности героя, которая многое расскажет о его настроении, переживаниях, каких-то чертах характера. Иногда вместо описания внешности изображенного лица раскрывается производимое им впечатление на окружающих. Последний прием и берет на вооружение Пушкин, раскрывая в послании к портрету оценку и значение творчества Жуковского: пленительная сладость пройдет веков завистливую даль; утешится печаль; задумается радость и т. д.
3. Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение?
Олицетворение означает перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы. В обращении к портрету как к собеседнику можно увидеть прием олицетворения.
4. Каким стихотворным размером написано это произведение?
Стихотворение написано пятистопным ямбом.
5. Как рифмуются его строки?
В стихотворении используется перекрестная рифма. В рифмующихся словах послания «К портрету Жуковского» сосредоточены созвучия, усиливающие в сочетании с рядом стоящими словами мягкость звучания стиха, лирический настрой автора: пленительная сладость — о славе младость; завистливую даль — безмолвная печаль. Через эти особенности звукописи раскрывается характер тонкой, созерцательно-психологической поэзии Жуковского.