В русской литературе XVIII в., в целом развивающейся в рамках классицизма, был очень силен критический пафос, направленный против произвола властей. Это вносило реалистический момент в произведения и подготавливало почву для возникновения критического реализма.
Особенно большая роль в приближении литературы к жизни принадлежит Александру Николаевичу Радищеву (1749—1802). Его «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в форме путевых заметок. Разделение на главы по названиям почтовых станций между Петербургом и Москвой носит не формальный характер: писатель от деталей переходит к обобщению, от осуждения частных фактов к неприятию существующего порядка. Форма путевых заметок позволяла охватить широкие географические пространства и разные слои общества: дворян, чиновников, дворовых слуг, крепостных крестьян. В предисловии Радищев определил причину, побудившую его написать «Путешествие…»: «Я взглянул окрест меня — душа страданиями человечества уязвлена стала».
В «Путешествии…» впервые в русской литературе героем становится народ. Радищев с негодованием говорит о тяжелой жизни крестьян, которые вынуждены шесть дней в неделю работать на барина, на себя же остаются только ночи да праздники («Любани»); нищета крестьян поражает писателя («Пешки»), Крестьяне лишены элементарных человеческих прав: их продают, невзирая на былые заслуги, разделяя семьи между разными владельцами («Медное»); забирают молодых ребят на 25 лет в рекруты из-за свадебного стола, и молодая жена остается не то невестой, не то вдовой («Городня»), Радищев делает вывод, что «крестьянин в законе мертв».
Несмотря на все унижения, крестьяне сохраняют свое достоинство, не становятся рабами по натуре. Им свойственна большая моральная сила, высокие нравственные идеалы («Едрово», «Городня», «Клин»).
А.С. Пушкин назвал «Путешествие из Петербурга в Москву» «сатирическим воззванием к возмущению». Действительно, Радищев сатирически изображает «грозную превосходительную особу» («Завидово»), жестокосердных крепостников, неправедных судей. В аллегорической части «Спасской полести» даже государь нарисован как «нечто, сидящее на престоле», окруженное льстивыми, подобострастными вельможами. Прямовзора снимает пелену с глаз царя, и он видит все в истинном свете. Основная идея «Путешествия…» — осуждение крепостнического самодержавного строя — предельно ясно выражена в эпиграфе, взятом из поэмы В.К. Тредиаковского «Тилемахида»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (обло — круглое, жирное, озорно — творящее беззаконие, стозевно — имеющее сто глоток, все пожирающее, лаяй — лающее).
По всей книге разбросаны призывы к борьбе («Хотилов», «Зайцово»). В главу «Тверь» Радищев включил свою оду «Вольность», где восставшие расправляются с царем, забывшем о долге перед народом. Понятно, что книга Радищева была опасна самодержавию; писатель был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Просвещенная царица Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».
А.Н. Радищев дал импульс к дальнейшему развитию критического реализма, явившись, по сути дела, его зачинателем.
Дополнительная литература
Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.