Первый серьезный поэтический сборник А.А. Блока «Стихи о Прекрасной даме» (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Александр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых — Боблово — находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, которая может примирить «земное» и «небесное», божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе» и В. Соловьева о «вечной женственности» как нетленном божественном начале. Владимир Соловьев воспринимает «вечную женственность» как явление космического масштаба. Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божественного и «вечно женственного» начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Стихи о Прекрасной даме». Героиня цикла — непостижимый, мистический образ («Дева», «Святая», «Непостижимая»), а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты:
Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова…
Поэтические эпитеты «белое платье», «неведомые тени», «в тихой заводи» усиливают ощущение нереальности происходящего; окружают любовное чувство поэта мистическим ореолом. Любовь лирического героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полутонов. Любовь — состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной — непостижимый, таинственный, лишь смутно угадываемый мир. Такое понимание искусства определило символический характер «Стихов о Прекрасной даме». Стихотворение цикла «Девушка пела в церковном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое платье», которое «пело в луче». Эпитет белый («на белом плече», «белое платье») подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, «летящего в купол». Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою». Финал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья:
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Центральным стихотворением цикла является «Вхожу я в темные храмы…» (1902), в котором лирическому герою только чудится образ «величавой Вечной Жены», Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства:
В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
(«Вхожу я в темные храмы…»)
Книгу «Стихи о Прекрасной даме» замыкает цикл «Распутья» (1902-1904), стоящий как бы особняком. В стихах Блока появляется мотив тревоги, растерянности лирического героя, невозможности обретения гармонии в реальной жизни. Внимание поэта переносится на современную действительность, на изображение реального города, мистику природы и страсти. Первый том в основном составляют «Стихи о Прекрасной Даме» (А.А. Блок сам подготовил к изданию собственное собрание стихотворений, распределив их по трем книгам и назвав «трилогией вочеловечевания»), но также намечены и другие темы: социальные вопросы, связь с «повседневностью» («Фабрика», «Плачет ребенок. Под лунным серпом…», «Все ли спокойно в народе?…», «Из газет», «По берегу плелся больной человек…» и др.). Появляется мотив «конца мира». Современный город, полный призраков, оборотней, теней, напоминает картины Апокалипсиса («Конца Мира»): женщины бросаются из окон, плачущий ребенок никому не нужен. Несмотря на множество реалистических деталей, символистская сущность стихотворений остается. В стихотворении «Фабрика» желтый и черный цвета («окна желты», «черный кто-то», «в желтых окнах засмеются») символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами. Поэт, «все слышавший со своей вершины», не является участником происходящего:
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.
(«Фабрика»)