Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»

Первый серьезный поэтический сборник А.А. Блока «Стихи о Прекрасной даме» (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек­сандр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых — Боблово — находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, которая может примирить «земное» и «небесное», божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе» и В. Соловьева о «вечной женственности» как нетленном божествен­ном начале. Владимир Соловьев воспринимает «вечную женствен­ность» как явление космического масштаба. Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божест­венного и «вечно женственного» начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Сти­хи о Прекрасной даме». Героиня цикла — непостижимый, мистиче­ский образ («Дева», «Святая», «Непостижимая»), а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова…

Поэтические эпитеты «белое платье», «неведомые тени», «в тихой заводи» усиливают ощущение нереальности происходящего; окру­жают любовное чувство поэта мистическим ореолом. Любовь лириче­ского героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полуто­нов. Любовь — состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной — непостижимый, таинствен­ный, лишь смутно угадываемый мир. Такое понимание искусства определило символический характер «Стихов о Прекрасной даме». Стихотворение цикла «Девушка пела в церковном хоре…» наполне­но символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое платье», которое «пело в луче». Эпитет белый («на бе­лом плече», «белое платье») подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, «ле­тящего в купол». Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою». Фи­нал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья:

Причастный тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Центральным стихотворением цикла является «Вхожу я в тем­ные храмы…» (1902), в котором лирическому герою только чудится образ «величавой Вечной Жены», Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

(«Вхожу я в темные храмы…»)

Книгу «Стихи о Прекрасной даме» замыкает цикл «Распутья» (1902-1904), стоящий как бы особняком. В стихах Блока появляется мотив тревоги, растерянности лирического героя, невозможности об­ретения гармонии в реальной жизни. Внимание поэта переносится на современную действительность, на изображение реального горо­да, мистику природы и страсти. Первый том в основном составляют «Стихи о Прекрасной Даме» (А.А. Блок сам подготовил к изданию собственное собрание стихотворений, распределив их по трем книгам и назвав «трилогией вочеловечевания»), но также намечены и другие темы: социальные вопросы, связь с «повседневностью» («Фабри­ка», «Плачет ребенок. Под лунным серпом…», «Все ли спокойно в на­роде?…», «Из газет», «По берегу плелся больной человек…» и др.). Появляется мотив «конца мира». Современный город, полный при­зраков, оборотней, теней, напоминает картины Апокалипсиса («Кон­ца Мира»): женщины бросаются из окон, плачущий ребенок никому не нужен. Несмотря на множество реалистических деталей, симво­листская сущность стихотворений остается. В стихотворении «Фаб­рика» желтый и черный цвета («окна желты», «черный кто-то», «в желтых окнах засмеются») символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами. Поэт, «все слышавший со своей вершины», не является участником происходящего:

Я слышу все с моей вершины:

Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.

(«Фабрика»)

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.