Анализ произведения «ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ»

«ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ»

В годы блокады Ленинграда Анна Андреевна Ахматова «несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи — убежища в саду… Фонтанного дома, под клёном, воспетым ей в «Поэме без ге­роя», которая писалась четверть века, с 1940 по 1965 год. В течение этих лет поэтесса не только дарила друзьям новые списки, называя так авторизованные машинописные копии, но вносила изменения и поправки в экземпляры, ранее переданные близким друзьям.

В поэме множество литературных и культурологических реми­нисценций, богатый образный ряд. Размышляя над трагическими событиями двадцатого века, поэтесса дает первой части своего про­изведения «Поэме без героя» подзаголовок «Петербургская повесть», напоминающий пушкинскую поэму «Медный всадник». И здесь пе­тербургская тема решается через скрытые и явные отсылки к А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю, Ф.М. Достоевскому. Город «достоевский и бесноватый», «траурный» и «заклятый», реальный и фантастиче­ский представлен поэтом в преддверии вселенской гибели, надви­гающейся катастрофы, когда «как пред казнью бил барабан».

А.А. Ахматова выбирает в качестве главного героя поэмы — обобщенный образ трагического поэта — героя искусства «серебря­ного века», а затем и всего XX века.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.