Художественные особенности. Характерной особенностью поэмы является ее звучание. Ахматова писала, что в «Реквиеме» единственным аккомпанементом может быть только тишина и резкие отдельные удары похоронного звона. Эта тишина звучит: песня разлуки, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов. Во второй части «Вступления» слышится колыбельная:
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Но только вместо ласковых слов «спи, моя радость, усни», мы слышим совсем другие, пронизанные болью слова, потому что эта колыбельная не на сон, а на смерть.
По форме произведение Ахматовой близко народной речи:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
В поэме практически не используются гиперболы, видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска «смертельная», шаги солдат «тяжелые», Русь «безвинная», «черные маруси» (арестантские машины). Часто используется эпитет «каменный»: «каменное слово», «окаменелое страдание». Много различных художественно-выразительных средств, отражающих чувства и переживания лирической героини: аллегории, символы, олицетворения, метафоры («И короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «И своей слезою горячей новогодний лед прожигать»).