Анализ стихотворения Цветаевой «Бабушке» (1914)

Анализ стихотворения Цветаевой «Бабушке» (1914)

В стихах Цветаевой часто встречаются смерть и жизнь, и во­прос о том, как судьбы тех, давно уже ушедших людей отража­ются в судьбах нас, живущих сейчас.

Девушка рассматривает портрет своей бабушки, умершей со­всем молодой — много лет назад. Овальная рама. Изображённая на портрете женщина одета по моде того времени: в чёрное пла­тье с раструбами (расширениями в виде воронки).

Обращение «Юная бабушка!» звучит как оксюморон, но это так: люди, ушедшие из жизни молодыми, навсегда остаются та­кими в памяти потомков. Но по родственным связям молодая женщина является бабушкой поэтессы. Лирическая героиня пы­тается проникнуть во внутренний мир женщины на портрете: «Юная бабушка! Кто целовал / Ваши надменные губы?»

Взгляд поэтессы словно скользит по изображению, с лица и губ переходит на руки, на локоны — всё это вызывает ассоциа­ции, впечатление отражается в эпитетах и сравнениях. Назывные предложения звучат печально и словно бы отдалённо:

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Четырёхстопный дактиль, которым написано стихотворение, в этих строфах вызывает ощущение старинного вальса, аллитера­ция — плавное скольжение пары:

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

И вновь — от разглядывания — к попытке понять пережива­ния, страдания и радости этой женщины, черты характера кото­рой, возможно, перешли и к самой Цветаевой: «Юная бабушка, кто вы?» Жизнь — это возможность создать: себя, свою судьбу, участвовать в судьбах других людей; возможность творить, ро­жать детей, радоваться и печалиться. Почему прерывается жизнь человека, когда он ещё только на пороге?

Когда мы читаем: «День был невинен, и ветер был свеж» — невольно хочется задать вопрос самому себе: какой день был не­винен, какой ветер был свеж: тот, в который лирическая героиня рассматривает портрет, или тот, в который художник рисовал этот портрет? В момент создания стихотворения или десятки лет до этого? Непривычно звучит по отношению к дню прилагатель­ное «невинен» (чист, непорочен), странно выглядит определение «тёмные» по отношению к слову «звёзды». Время и пространство словно смещаются, вызывая некие космические изменения, кото­рые приводят героиню к внезапному прозрению:

— Бабушка! -— Этот жестокий мятеж В сердце моём — не от вас ли?..

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной»

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» зву­чит в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где его ис­полняет главная героиня.

Лирическая героиня мысленно обращает свой монолог к че­ловеку, к которому она ощущает глубокую симпатию. Но сначала читателю кажется, что она радуется тому, что не любит его, и то­му, что он её не любит. Поэтесса описывает особенности пробу­ждения любви, объяснений, венчания — внешне радуясь тому, что этот путь герой пройдёт не с ней. И лишь в последних стро­ках невольное, казалось бы, «увы!» открывает истинные чувства лирической героини.

Стихотворение говорит нам о том. как часто человек не по­нимает свои истинные чувства, поддаваясь гипнозу доводов рас­судка. Но подлинное, глубинное чувство всегда в конечном итоге вырвется наружу.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.