Анализ стихотворения Цветаевой «Бабушке» (1914)
В стихах Цветаевой часто встречаются смерть и жизнь, и вопрос о том, как судьбы тех, давно уже ушедших людей отражаются в судьбах нас, живущих сейчас.
Девушка рассматривает портрет своей бабушки, умершей совсем молодой — много лет назад. Овальная рама. Изображённая на портрете женщина одета по моде того времени: в чёрное платье с раструбами (расширениями в виде воронки).
Обращение «Юная бабушка!» звучит как оксюморон, но это так: люди, ушедшие из жизни молодыми, навсегда остаются такими в памяти потомков. Но по родственным связям молодая женщина является бабушкой поэтессы. Лирическая героиня пытается проникнуть во внутренний мир женщины на портрете: «Юная бабушка! Кто целовал / Ваши надменные губы?»
Взгляд поэтессы словно скользит по изображению, с лица и губ переходит на руки, на локоны — всё это вызывает ассоциации, впечатление отражается в эпитетах и сравнениях. Назывные предложения звучат печально и словно бы отдалённо:
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Четырёхстопный дактиль, которым написано стихотворение, в этих строфах вызывает ощущение старинного вальса, аллитерация — плавное скольжение пары:
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
И вновь — от разглядывания — к попытке понять переживания, страдания и радости этой женщины, черты характера которой, возможно, перешли и к самой Цветаевой: «Юная бабушка, кто вы?» Жизнь — это возможность создать: себя, свою судьбу, участвовать в судьбах других людей; возможность творить, рожать детей, радоваться и печалиться. Почему прерывается жизнь человека, когда он ещё только на пороге?
Когда мы читаем: «День был невинен, и ветер был свеж» — невольно хочется задать вопрос самому себе: какой день был невинен, какой ветер был свеж: тот, в который лирическая героиня рассматривает портрет, или тот, в который художник рисовал этот портрет? В момент создания стихотворения или десятки лет до этого? Непривычно звучит по отношению к дню прилагательное «невинен» (чист, непорочен), странно выглядит определение «тёмные» по отношению к слову «звёзды». Время и пространство словно смещаются, вызывая некие космические изменения, которые приводят героиню к внезапному прозрению:
— Бабушка! -— Этот жестокий мятеж В сердце моём — не от вас ли?..
Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной»
Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» звучит в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где его исполняет главная героиня.
Лирическая героиня мысленно обращает свой монолог к человеку, к которому она ощущает глубокую симпатию. Но сначала читателю кажется, что она радуется тому, что не любит его, и тому, что он её не любит. Поэтесса описывает особенности пробуждения любви, объяснений, венчания — внешне радуясь тому, что этот путь герой пройдёт не с ней. И лишь в последних строках невольное, казалось бы, «увы!» открывает истинные чувства лирической героини.
Стихотворение говорит нам о том. как часто человек не понимает свои истинные чувства, поддаваясь гипнозу доводов рассудка. Но подлинное, глубинное чувство всегда в конечном итоге вырвется наружу.