Бесы
Образ метели
В вопросе авторов учебника содержится утверждение, что «через колдовское кружение метели создаётся ощущение неразумности происходящего и смятения души». Если с ощущением душевного смятения можно согласиться, то с ощущением «неразумности происходящего» вряд ли стоит согласиться.
Пушкин создаёт образ метели через ритмичное кружение, которое выражено с помощью динамичного четырёхстопного хорея, и через повторы:
Повторы в стихотворении «Бесы»
Повторы являются основой композиции стихотворения «Бесы».
Стихотворение начинается строками:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это четверостишие повторяется ещё два раза: в середине стихотворения и в заключительной строфе. Таким образом, мы видим кольцевую композицию.
Само процитированное четверостишие тоже построено на повторах. В первой строке: «Мчатся тучи, вьются тучи…» (в конце бесы тоже «мчатся»); в четвёртой «…Мутно небо, ночь мутна». Далее: «Еду, еду в чистом поле…», «Страшно, страшно поневоле…»
Повторяется слово мутный: «…Мутно небо, ночь мутна» — «В мутной месяца игре…»; кружить: «…Да кружит по сторонам» — «Сил нам нет кружиться доле…» — «.. .Закружились бесы разны…»; повторяется фраза: «…Колокольчик дин-дин-дин…»
Но не только повторы конкретных слов «работают» в тексте: повторяются синтаксические конструкции, используются контекстуальные синонимы: «Вьюга злится, вьюга плачет…», «Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?» Повторяются даже приставки: «Бесконечны, безобразны…»; «Средь неведомых равнин…» — «…Там верстою небывалой…»
Всё стихотворение пронизывают образы бесов — духов, возврат к этим образом тоже создаёт ощущение круговерти, из которой не видно выхода.
Важным сюжетным и композиционным элементом является разговор ямщика с барином. Он начинается с реплики барина, продолжается монологом ямщика и затем вновь — на короткое время — возобновляется после задающего тон четверостишия («Мчатся тучи…»). И у ямщика, и у барина вьюга вызывает сходные переживания, им видятся одинаковые образы.
Стихотворение необыкновенно богато примерами аллитерации (звукописи).