Анализ Стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери» Восприятие, истолкование, оценка

Стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери»

Восприятие, истолкование, оценка

Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми во­лосами посреди березовой рощи — именно таким я представляю себе ве­ликого русского поэта при чтении его произведений. И стихи его простые и милые, каков сам; тихая, нежная любовь к родным просторам читается в каждой строфе, в каждой строке, согревает душу читателю, никого не ос­тавляет равнодушным. Да и может ли быть иначе, если любовь эта идет от самого сердца, струится как бы из глубины России… Таковы, пожалуй, все стихотворения Есенина, но самым любимым, самым дорогим для меня стало «Письмо матери», написанное в 1924 г.

Когда я впервые прочитала его, я была потрясена мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

Из самого потаенного уголка сердца поэта вырываются эти слова, об­ращенные к той, что дала ему жизнь, к матери. Это как бы сама собою изли­вающаяся нежность. Всё слилось в этих заветных строках: и сыновнее чувство, и время, минувшее со дня последней встречи матери с сыном, и пространство, их разделяющее, и бедность ее жилища, и благоговение сына перед отчим домом… Перед нами предстает образ матери — дорогого до слез человека. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неис­тощимое терпение — всё это обобщено в образе матери. Много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. В стихотворении чув­ствуется вина сына перед матерью за долгое отсутствие, за легкомыслен­ный образ жизни, за время, проводимое в кабаках… А сколько боли и ду­шевного надрыва слышится в словах:

Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.

Сын пытается успокоить тревогу и грусть своей матери, говоря, что ос­тался таким, каким она знала его:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Развитие лирической темы связано с образом возвращения. В жизни, ставшей «тягостной бредью», поэт надеется на возрождение. «Тоске мятеж­ной» противопоставлен спокойный и прочный «низенький дом», цвету­щий «белый сад», весна, рассвет. Всё это типично есенинские символы. Кажется, что можно отбросить нынешнее и вернуть старое. Но тут же вно­сится маленькая поправка, которая показывает, что всё изменилось:

Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Из прямого смысла глагола «не буди» вырастает переносный: «Не бу­ди того, что отмечталось…» Жизнь прошла. Много юных, свежих сил бы­ло растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов и надежд осталось не­осуществленными, сколько разочарований и ударов судьбы выпало на до­лю поэта:

…Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

«…К старому возврата больше нет», — звучит резкий и категоричный вывод поэта. Но как бы там ни было, любовь к матери осталась в сердце Есенина, пережив рухнувшие Веру и Надежду. Мать для Есенина — един­ственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

«Несказанный свет» — это свет любви поэта к матери, образ которой сливается с образом Родины.

Как же Есенину удалось создать такое «живое» стихотворение, кото­рое современные исследователи его творчества ставят рядом с пушкинским «Няне»? По словам Сергея Есенина, для поэта живой разговорный язык очень важен. Именно из разговорного языка поэт черпает новые интона­ции, сочные и яркие эпитеты и метафоры. «Письмо матери» написано по­вествовательным стихом со всеми характерными для письма стилистиче­скими особенностями. Рифма Есенина становится проще и естественной. Огромное влияние на восприятие стихотворения читателем оказывает коль­цевое оформление. Последнее («кадансовое») четверостишие повторяет вто­рую строфу с небольшими изменениями, подчеркивая настроение лириче­ского героя претерпевшего крушение надежд, утраты, душевную усталость. Это придает стихотворению особую эмоциональность.

Светлый образ матери проходит через всё творчество Есенина. Любовь к родному крову, к близким, к родным и любимым людям — вот, без со­мнения, самая исповедальная тема есенинской лирики. Любовь, несущая свет и надежду, умножающая силы, открывающая неоглядные просторы. Силу произведений поэта невозможно передать словами — ее можно только чувствовать. И если любовь к Родине начинается с любви к матери, то воз­можно ли после прочтения «Письма матери» сомневаться в самозабвенной любви Есенина к России? И возможно ли не восторгаться этим прекрасным стихотворением, к которому с полным правом можно отнести слова А. Се­рафимовича: «Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших — ни у кого у современников…»

Рецензия

Сочинение обнаруживает в его авторе несомненное чувство поэзии. Восприятие стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери» личностное, яркое, глубокое. О глубине восприятия одного из классических произве­дений литературы XX в. о матери свидетельствуют размышления автора сочинения. Личностное читательское восприятие подтверждено глубоким анализом, отражающим характерные особенности поэтики С. А. Есенина. Сочинение отличает культура цитирования.

Сочинение — анализ стихотворения.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.