«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. К. Осоргин)
Я начала писать выпускное сочинение и вспомнила один из уроков по творчеству Сергея Александровича Есенина. Читались стихи поэта, основа поэтики которых — песенная. Звучал бесподобный, ни с чем не сравнимый голос А. Малинина. Он пел «Мне осталась одна забава», песню на стихи, быть может, самые пронзительные и откровенные в русской лирике, хотя общеизвестно, что всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. В стихотворении «Мне осталась одна забава» поэт называет себя похабником и скандалистом, признается:
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Есенин, каясь в содеянных грехах, просит:
Чтоб за все за грехи мои тяжкие.
За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.
И очень точно выражает самую суть своего таланта:
Дар поэта ласкать и корябать.
Да, именно так: ласкать и корябать нужно людскую душу, чтобы была она живой, чтобы откликалась на радость и грусть, на благую весть и на горькую, чтобы простые и чуткие струны человеческого сердца ощущали поэтические строки как дар свыше. Стихи поэта — лучший помощник в воспитании наших чувств, нашего сердца, «на простых и чутких струнах» которого, говоря словами М. К. Осоргина, «умел играть только Сергей Есенин». Вот поэтому я говорю: «Мой Есенин». Буду писать о том, что особенно люблю в его творчестве, почему считаю своим, почему читаю и перечитываю его стихи.
Мне близка безграничная любовь Есенина к родной земле, которая заставляет размышлять о том, люблю ли я Родину, задумываюсь ли над ее судьбой. Поэзия Есенина очень дорога и понятна мне: ведь о России так не говорил и не сказал никто. Почему Россия, Русь — главная тема всего творчества Сергея Есенина? Откуда появились у поэта глубокое чувство родной природы и Родины, эта огромная любовь к Родине? Безусловно, всё это прививалось с детства, когда Есенин жил в селе Константиново; когда бродил по полям, лугам, слушая пенье птиц, засматриваясь на красоту цветов, деревьев и трав; когда встречал рассветы и провожал закаты. С раннего возраста поэт находился среди родной русской природы, впитывая всю ее прелесть. Отсюда такое яркое описание одного из времен года:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
Я читаю Есенина, и в зимнем ненастье вижу что-то особенное:
… по двору метелица Ковром шелковым стелется…
А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.
Вижу, как «дремлют пташки нежные» под «вихри снежные» у мерзлого окна, представляю, что «снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна», и убеждаюсь, что нет ничего прекраснее родной земли, где «у низеньких околиц звонко пахнут тополя», «пахнет яблоком и медом», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс».
Понимаю его тяжелое душевное состояние, когда, уезжая ненадолго из России, находясь вдали от всего этого, он превращается в тоскующего человека с мрачными мыслями, одинокого среди людей. Знаю — спасение поэт видит в мыслях о родной стороне и потому пишет:
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Вместе с Есениным я познаю великое:
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
В стихах Есенина о родине я нахожу многое из того, о чем думаю сама, а в поэте чувствую родственную душу. Когда читаю строки, в которых описана природа, часто задумываюсь: как же скудна была бы жизнь без «голубого небесного песка», «малиновой шири полей», «пахучего тумана», «шелковых трав». И мне становится понятно: светлая душа поэта витает над Россией.
Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил…-
начинает поэт стихотворение, и рождается ощущение душевной чистоты, внутреннего подъема. Стихотворение наполнено светлым предчувствием, ведь неспроста же и заснеженная равнина кажется необыкновенной:
Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг?
Кто человеку ближе, чем мать? Кто поймет нас и пожалеет, простит и вдохновит? О ком мы должны думать и заботиться даже больше, чем о себе? Конечно, о матери. И учиться с любовью думать и говорить о ней, тревожиться и печалиться необходимо у Есенина, стихотворные послания которого к родным и близким людям отличает особая исповедальность:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет, —
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Я знаю — это святое чувство не рождается из ничего.
Нужно, как Есенин, любить все живое на земле, боготворить его, искренно сострадать «ко всему живому», чтобы потом сделать такое признание:
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
С нежностью и состраданием относился поэт ко всем живым существам. «…Я очень люблю всякое зверье», — как-то признался он Максиму Горькому, а в одном из стихотворений полушутя, полусерьезно обронил:
Для зверей приятель я хороший…
Есенину как бы открыты «души» животных, он понимает их чувства, переживания. В этом убеждают читателей такие стихотворения, как «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» и другие.
«Дай, Джим, на счастье лапу мне» — такими строками начинает поэт стихотворение «Собаке Качалова» и потом спрашивает:
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Чтобы попросить:
Ты за меня лизни ей нежно руку…
В стихотворении «Собаке Качалова» есть удивительные по своей трагичности строки о сложности человеческих отношений, о сложности жизни:
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
За этим «что» видится мне трагическая жизнь поэта. Что стоило ему жить? Страдать и мучиться, терять и обретать, отчаиваться и надеяться. Перебирая в памяти основные факты его жизни, задаю себе вопрос: светлого или трагического было больше в его жизни? Наверное, трагического, если говорить о трагическом восприятии революционной ломки традиционного уклада русской деревни, о страданиях любви и переживаниях по поводу быстротечности человеческого бытия. И какое же надо иметь сердце, какую душевную силу, чтобы сказать:
Я думаю:
Как прекрасна Земля И на ней человек.
А земля прекрасна, потому что есть «низкий дом с голубыми ставнями», есть «серые журавли», «страна березового ситца», «роща золотая», «гулкая весенняя рань» — и в этом есенинская идея «узловой завязи» природы и человека. Снова и снова задаю себе вопрос: почему мне так близки мысли и стихи поэта? Может, потому что, как и он, «навеки имею нежность грустную русской души», как и он, хотел бы не любить, но «все равно не могу научиться», потому что в сердце у меня так часто бывает «несказанное, синее, нежное»…
Я знаю: это очень и очень трудно; искусству владеть собой нужно учиться всю жизнь, потому что
При тяжелых утратах И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.
Сергей Есенин писал о том, что близко и дорого сердцу каждого человека, что чувствуется и переживается каждым. И поэтому каждый читающий произведения Сергея Александровича Есенина с полным правом может сказать: «Это мой поэт, мой Есенин».
Именно поэтому, на мой взгляд, и дало повод М. К. Осоргину утверждать: «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше».
Я так же, как и миллионы читателей, ощущаю поэзию Сергея Александровича Есенина как дар свыше.
Рецензия
Содержание сочинения глубоко, ярко, личностно раскрывает тему, убеждая в том, что для выпускника поэзия Сергея Александровича Есенина, умевшего, по словам М. К. Осоргина играть «на простых и чутких струнах сердца» — действительно дар свыше, что это — его поэт, как для миллионов читателей. Сочинение отличает вдумчивость, самостоятельность в осмыслении анализируемых произведений, зрелость суждений. Язык сочинения эмоционален, отличается точностью словоупотребления.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.