«Завещание» (1840). Данное стихотворение Лермонтова построено как предсмертный монолог лирического героя, обращенный, по-видимому, к его боевому товарищу. В личности лирического героя прослеживаются черты народного характера:
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю.
Лирический герой верен своему патриотическому долгу: его любовь к родине сказывается в приверженности родному краю, которому раненый боец посылает свой последний привет. Основная тональность стихотворения — неудовлетворенность, горечь, грусть, которая нарастает к финальной части стихотворения, где появляется образ женщины с «пустым сердцем» Именно в этом образе концентрируется все жестокое, несправедливое, что испытал в жизни умирающий солдат:
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно Расстались… Обо мне она Не спросит… все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!
Простотой и обыденностью своих слов, за которыми прослеживается привычный уклад жизни обычного человека, умирающий боец как бы подавляет свои страдания, заклинает свою боль. Трагическое волнение, душевная печаль переданы поэтом через перебои фразы, многочисленные паузы:
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Интересно высказывание В.Г. Белинского об этом стихотворении. «…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее — все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет… Отца и мать жаль огорчить… Возле них есть соседка — она не спросит о нем, но нечего жалеть пустого сердца — пусть поплачет: ведь это ей нипочем! Страшно! Но поэзия есть сама действительность, и потому она должна быть неумолима и беспощадна, где дело идет о том, что есть или что бывает… Кто не печалился и не плакал, тот и не возрадуется, кто не болел, тот и не выздоровеет, кто не умирал заживо, тот и не восстанет…»