«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О. Э. Мандельштам)
Жизнь и судьба русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, которую критики называют поэтом, трудны и трагичны. Она родилась в Одессе, детство и юность ее прошли в Царском Селе. О нем она с любовью писала:
По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Стихи Анна Ахматова начала писать рано, в одиннадцать лет. Первый ее сборник вышел в 1912 г. После Великой Октябрьской революции стихи Ахматовой почти не печатались. О себе поэтесса писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Творчество Ахматовой обогатило русскую лирику. Диалогом со временем, вечностью и собственным сердцем «Ахматова принесла в русскуюлирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». Лирика Ахматовой — это сплав мгновения и вечности.
Главная тема ее лирики — любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство. Любовь в стихах Ахматовой — это одновременно источник неиссякаемой радости и горьких страданий. Это песнь песней, счастье, светлое чувство, расцвет всего лучшего в человеке, подъем сил, прежде всего духовных, но это и слезы, печаль, страх, сомнения, страдание, казнь… Но в любом случае — это высота человеческого «я», высота его сущности. И в этом Ахматова — наследница великой русской классической литературы, утверждающей, что любовь возвышает человека, окрыляет, дает силы, очищает, это катарсис, необходимый каждому из живущих на Земле людей. Вспомним Н. Г. Чернышевского: «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его».
В стихотворении «Любовь» мы слышим приподнятые, нежные интонации. Поэтесса говорит о любви нежно, ласково, утверждая, что любовь великое таинство:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком На белом окошке воркует…
Любовь для Ахматовой несет новые чувства, переживания, она уводит ее от спокойной жизни…
Но верно и тайно ведет От радости и от покоя…
Для Ахматовой любовь — это всегда новое, прекрасное, неизведанное:
Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать В еще не знакомой улыбке.
На примере этого небольшого стихотворения мы еще раз убеждаемся в том, что для Анны Ахматовой любовь — это всегда нежное и прекрасное чувство. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики сродни огромной сложности и психологическому богатству русского романа XIX в.
В стихотворении «Ты письмо мое, милый, не комкай…» Ахматова пишет о любви иначе. Мы чувствуем другое настроение поэтессы. Это стихотворение перекликается с темой безответной любви в романах русской литературы XIX в. с их психологическим богатством. В просьбе, обращенной к любимому, слышится большое чувство:
Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
В стихотворении говорится о том, что эта любовь не первая, но она все равно страстная и глубина и яркость переживаний сильны:
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я…
…Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах…
В последних строках стихотворения лирическая героиня говорит любимому, что не стоит отвергать ее любовь сразу, думать «о заветной лжи». Она надеется, что любовь все же придет к нему, и утверждает этим, что любовь, даже безответная, никогда не проходит бесследно. Разговорность интонации и музыкальность стиха определяют своеобразие этого стихотворения и лирики Ахматовой в целом.
В стихотворении «Я не знаю, ты жив или умер…» раскрывается еще одна сторона любви, свойственная русской классической литературе, гениально выраженная в пушкинском «Я вас любил…» и составляющая огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX в.
Из стихотворения так зримо явствует, что любовь не может быть эгоистичной, любовь — это высшая степень самопожертвования.
Всё тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моя белая стая,
И очей моих синий пожар.
В последних строках стихотворения Ахматова говорит, что любовь — это мука, не сравнимая ни с чем. Грусть сердца и горечь от осознания преходящей красоты чувств часто выражается в лирической исповеди:
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе.
Тема любви в лирике Анны Ахматовой носит порой характер болезненного надрыва:
Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
Но любовь — это жизнь, и любовь побеждает смерть, когда поэт проникается сознанием единства с миром, с Родиной, с Россией, с родным народом. Родина и родная культура — это высшие ценности в сознании Ахматовой: «Молитва», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» …
«Мне голос был. Он звал утешно…», но жить без Родины, без родной земли, без России немыслимо для Ахматовой. Оставить «свой край глухой и грешный», она не сможет никогда, это противоречит ее нравственным устоям. Она помнит и понимает, что «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И. С. Тургенев). И поэтому она «не с теми…, кто бросил землю…». Так звучит в поэзии Ахматовой тема Родины, тема огромной сложности русского романа XIX в. Слиянность темы России и собственной судьбы придают особую исповедальность лирике Ахматовой. Особенно громко, ярко и проникновенно это проявилось в мощном трагическом звучании «Реквиема», где нераздельны, едины трагедия страны, народа и поэта.
Рецензия
Выбор темы сочинения свидетельствует о глубоком интересе автора сочинения к русской литературе, классическому, золотому XIX в. и к творчеству А. Ахматовой, принесшей «в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О. Э. Мандельштам). Автор сочинения обладает несомненным чувством поэзии и тонким художественным вкусом, что позволило ему обосновать, что «поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего» (А. Т. Твардовский) человека.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.