Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) был одним из образованнейших людей своего времени, оказавшим большое влияние на развитие литературы. Он выступал как поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, историк литературы, издатель. Он хотел создать новую поэтическую школу, опираясь на творческие открытия французских символистов. В его ранней поэзии ощутимо влияние Бодлера, Верлена, Рембо. В стихотворении «Творчество» поэт раскрывает суть поэзии как «тени несозданных созданий» — действительность невозможно познать, поэзия способна лишь передать ее тайну в звуках и тенях. В стихах сборника «Tertia Vigilia» («Третья стража») возникают древние Египет, Греция, Рим, реальные исторические лица, герои мифов. Символично само название книги: ночное время римляне делили на четыре части (вигилии, стражи). Третья вигилия приходилась на самое глухое время ночи — после полуночи и до начала рассвета.
Брюсов создает образы героев деятельных, страстных, дерзких — «любимцев веков». Его привлекает ницшеанский образ сверхчеловека, воплощенный в великих поэтах («Данте»), полководцах («Ассаргадон», «Баязет», «Александр Великий»). Начатую в «Третьей страже» урбанистическую тему поэт развивает в сборнике «Urbi et orbi» («Граду и миру») (1903). Образ города противоречив. В городе воплощены культурные и материальные ценности («Париж», «Венеция», «Мир»), в нем дышит история. Но здесь и тяжкий труд, бессилие человека перед каменной стеной действительности, ощущение апокалипсиса («К Медному всаднику», «Каменщик», «Москва»).
В русской литературе сравнение поэзии с кинжалом можно найти в творчестве Пушкина, Лермонтова. Продолжил эту традицию и Брюсов. В его «Кинжале», эпиграфом к которому служат лермонтовские строки, поэт горд, уверен в себе, он вторит «грому с небосклона», ибо он «песенник борьбы». Покорным поэт быть не может.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, — затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.
Брюсов чутко уловил катастрофичность времени. В стихах сборника «В такие дни», посвященных революции, время предстает в грозных, но отвлеченных картинах. Революцию Брюсов видел как разрушительную силу, вал, движущийся «по еще не открытым Парижам». Он предрекал нашествие «грядущих гуннов». Но с ними поэт связывал мечты о свободе, поэтому воспевал русскую революцию. В сборнике «В такие дни» революционная Россия сравнивается с «огненным скоком всадника», дробящего «тяжелым копытом /Обветшалые стены веков» («К русской революции»).
Брюсов — поэт интеллектуальный. Некоторые его стихи можно определить как своеобразные рифмованные трактаты, в которых поэт стремился быть на волне новых научных открытий, сделать их достоянием читающей публики («Мир электрона», «Светоч мысли»). Поэт смело вводил в поэзию научные понятия и определения. В более позднем сборнике «Последние мечты» (1920) Брюсов обращается к библейским образам и сюжетам, придавая им этическое значение (цикл «Образы святые»).