БИОГРАФИЯ, ИВАН ТУРГЕНЕВ: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

ИВАН ТУРГЕНЕВ: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

Скорее всего, не будь Тургенева, русская литература долго еще оставалась бы в сознании европейских читателей на периферии литературного процесса: так, дикие песни измельчавших потомков легендарных скифов. Именно Тургенев, открывший русским русскую деревню, русскую охоту и русскую молодежь, открыл европейцам русскую литературу — с её деревнями, охотами, неугомонными юношами и нежными девушками.

Сыну богатой помещицы Варвары Лутовиновой прямая дорога была в Европу: разве достаточно двух русских уни­верситетов, Московского и Петербургского, пытливому молодому уму, отягощенному приличным наследством? Берлин, Рим, Париж, Вена — где только ни был и кого только ни слушал на публичных лекциях Иван Тургенев — отпрыск одного из самых старинных дворянских родов России. В 24 года он выдержал экзамен на звание магистра философии в Московском университете, в 25 — под оглу­шительные овации демократической критики начал свой литературный путь: поэма «Параша» была восторженно встречена самим Белинским.

Все последующие книги Тургенева производили эффект разорвавшейся бомбы: искренняя, интимно-смелая по сю­жетному решению «Первая любовь», по-доброму смешные и удручающе правдивые «Записки охотника», безысходно трагическая повесть «Му-му» (и не потому, что «собачку жалко», а потому, что предал сам себя безголосый русский человек, сам и повинный в позорном крепостном раб­стве)… Романы Тургенева обсуждались в обществе с пылом, с которым в советское время будут обсуждать передовицы газет: «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети» — они и были своего рода передовицами, цепляющими самые острые и самые злободневные темы, в которых гением русского писателя были замечены вечные образы, вечные конфлик­ты и вечные, неразрешимые человеческие драмы…

В Европе Тургенев был практически своим: много­летняя мучительная любовь к знаменитой Полине Ви­ардо держала его на чужбине, не давала надолго уезжать в Россию, терзала сердце и будоражила ум. Следуя за лю­бимой в европейских турне, он стал завсегдатаем самых элитарных салонов Берлина, Парижа, Рима, Вены — ему было о чем поговорить и с литераторами, и с политиками. Братья Гонкуры, Проспер Мериме, Густав Флобер, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей — для кого-то всего лишь име­на на обложке, для Тургенева — ближайшие сердечные друзья. Удивительно, но сын жестокой крепостницы Вар­вары Лутовиновой оказался генетически близок западным писателям с их индивидуализмом, личностным гуманиз­мом и бесспорными демократическими ценностями.

И это не просто дружеские посиделки: Тургенев начи­нает огромную, никем доселе не делаемую, работу по на­лаживанию, как мы сказали бы сегодня, межкультурных коммуникаций. Он выступает консультантом и редактором зарубежных переводчиков, которые теперь все охотнее берутся за русских авторов, пишет предисловия и приме­чания к этим изданиям, совместно с Проспером Мериме переводит Пушкина на французский, Флобера — на рус­ский… К 70-м годам Тургенев — самый читаемый за рубе­жом русский автор, а русская литература — одна из самых востребованных в Европе национальных литератур.

Он умер в Бужевиле, у ног все еще прекрасной Виардо — великий русский писатель, заброшенный судьбой на чуж­бину, в одиночку победивший европейский снобизм и рус­скую закрытость, человек, подаривший Европе Пушкина, Толстого и Гоголя, а еще — писатель, открывший русским Россию, которая не узнала себя в немом Герасиме.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.