Биография Кузмин

М.А. Кузмин (1872-1936) — человек универсальных дарований: переводчик, композитор, критик, драматург и, по словам А.А. Блока, «поэт высокий и прекрасный».

Михаил Кузмин родился в городе Ярославле, учился в Петербург­ской консерватории, мечтал о карьере композитора, сочиняя музы­кальные фрагменты, романсы, оперы, музыку к собственным сонетам. В 1896-1897 годах странствует по Египту и Италии, изучая церков­ную духовную музыку, литературу об иезуитах и гностиках, которые привлекали Кузмина связью христианства с античностью и языче­ским истолкованием. В 1898 году М.А. Кузмин изучает монашеские поволжские и олонежские скиты. Эти путешествия помогли вырабо­тать будущему поэту его творческое позицию: мистическая идея пу­тешествия как духовного пути. Литературный дебют М. Кузмина со­стоялся в 1905 году после публикации его тринадцати сонетов. Врожденное дружелюбие, общительность помогли будущему поэту создать обширный круг знакомых среди литераторов, музыкантов, деятелей искусства. Поэтическое творчество М. Кузмина необычно, органически вплетается в поэзию «серебряного века», несмотря на то, что он не отдавал особого предпочтения никакой литературной груп­пировке и не принадлежал ни к какому литературному направлению (символизму, акмеизму, футуризму). Сам поэт называл свои лириче­ские произведения «песеньками», соединяя в данном слове значение музыкального произведения с художественным обобщением. В 1906 году опубликован в журнале «Весы» поэтический цикл Кузмина «Александрийские песни». Для Кузмина характерно добродушное отношение к миру как к единственному реальному божественному творению. Особое место в художественном мире поэта занимает эпи­тет «родимые», «родные». Лирический герой обращается к близким, родным людям, поэтому преобладает спокойная интонация, создаю­щая ощущение безмятежности, домашнего уюта:

Пленительны и полнозвучны,

Текут родимые слова…

Как наши выдумки докучны И новизна как не нова.

(«Стихотворение на случай»)

В стихотворении «Я вижу, в дворовом окошке…» (1915) лириче­ский герой размышляет о мудрости стариков и детей, о святости каждого ребенка, о всеобщем родстве людей. Особую роль в стихо­творении играет мотив пути, «сумрачного бездорожья»:

Но в сумрачном бездорожьи Утешься: сквозь страстный плен Увидишь — мы дети Божьи,

У теплых родных колен.

(«Я вижу, в дворовом окошке…»)

Сам А.С. Пушкин воспринимается поэтом как духовно близкий, родной человек:

И он живой. Живая шутка Живит арабские уста,

И смех, и звон, и прибаутка Влекут в бывалые места.

(«Пушкин»)

М. Кузмин проповедует спокойно-созерцательное отношение к жизни, без громкой патетики. Лирический герой Кузмина — част­ный человек, послушный внешней воле, умеющий ценить каждое мгновение жизни, наслаждающийся разнообразием Божьего мира:

В твоей светелке чистый рай:

Открыты окна, видна сирень,

А через сад видна река,

А там за Волгой темны леса.

(«Светелка», 1914)

Поэта привлекает истинная красота, заложенная в искусстве прошлого: античность, эпоха Возрождения, французский XVIII век, русское старообрядчество. Поэтические произведения Кузмина не являются стилизациями произведений прошлого. Поэт ориентиру­ется на уже созданные традиции, художественные образы, но соз­дает новые стилевые формы:

Ах, уста, целованные столькими,

Столькими другими устами,

Вы пронзаете стрелами горькими,

Горькими стрелами, стами.

(Из цикла «Любовь этого лета»)

М. Кузминым написано десять стихотворных сборников, пять доре­волюционных «книг рассказов», множество литературно-критических статей, работ для театра. Первый и самый популярный дореволюци­онный поэтический сборник «Сети» (1908), который поэт считал одной из лучших своих книг. Затем были опубликованы сборники стихотво­рений «Вожатый» (1918), «Нездешние вечера» (1921), «Параболы» (1923), «Форель разбивает лед» (1929) и др. В сборнике «Сети» видны основные особенности индивидуального стиля М. Кузмина: обогаще­ние лирики раскованными прозаическими интонациями, частое ис­пользование приема сопоставления, употребление в поэзии конкрет­ного значения слова, использование, помимо классических размеров, дольников, свободного стиха. Кузмин вводил в поэзию простые детали, обыденные подробности, поднимая их до состояния высокой одухотво­ренности. В стихотворении «Мои предки» подчеркнута обычность тех людей, потомком которых воспринимает себя поэт. Лирический герой ощущает себя не голосом поколения, а последователем «милых, глупых, трогательных, близких», обычных людей. Стихотворение Построено как обычное перечисление всех тех, кто относится к «предкам»:

Моряки старинных фамилий… франты тридцатых годов… важные, со звездами, генералы… милые актеры без большого таланта… вы — барышни в бандо… экономные, умные помещицы…

(«Мои предки»)

Свободный стих произведения близок прозаической речи. Твор­чество поэта послереволюционного периода существенно отличает­ся от начала века. Поэзия М. Кузмина уже больше не вплетается в «серебряный век», а скорее сопоставима с немецким экспрессио­низмом. Лирический герой уже не является «радостным путником», обычным созерцателем жизни, он чувствует гибель человека в ми­ре, человечности в человеке:

Ты запутался в дороге,

Так вернись в родимый дом.

(«Пасха», 1921)

После революции судьба Кузмина сложилась печально: с 1929 до 1989 года его книги в советских изданиях не печатались, архив пропал, а сам поэт жил в страшной нищите и умер 1 марта 1936 го­да. Но теперь к нам вновь возвращается творчество одного из са­мых ярких и самобытных поэтов «серебрянного века», о котором

А.  Блок сказал еще в 1920 г.: «Многое пройдет, что нам кажется не­зыблемым, а ритмы не пройдут, ибо они текучи, они, как само вре­мя, неизменны в своей текучести. Вот почему Вас, носителя этих ритмов, поэта, мастера, которому они послушны, <…> мы хотели бы и будем стараться уберечь от всего, нарушающего ритм, от всего, заграждающего путь музыкальной волне». И эти слова по праву мы можем сказать о всех неповторимых творцах блестящей страницы русской поэзии — «серебрянного века».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.