Сравните женские образы в стихотворениях «Девушка пела в церковном хоре…» и «Незнакомка».
В обоих стихотворениях перед нами выступают пленительные женские образы, контрастно противостоящие реальной действительности. В первом стихотворении девушка поет в церковном хоре молитвы за всех нуждающихся в помощи и поддержке. Она выделяется в хоре голосом, летящим в купол, и белым цветом платья, символом нравственной чистоты. Ее голос и молитвы, которые она поет, внушают людям веру в обретение светлой жизни.
Символами, характеризующими поющую в хоре девушку, выступают эпитеты сладок по отношению к голосу и тонок — к лучу, сияющему на белом плече. Эта символика свидетельствует о хрупкости мечты, навеваемой пением в церковном хоре. Надеждам противопоставлена несбыточность их в реальном мире: «Причастный Тайнам, — плакал ребенок, О том, что никто не придет назад». Таким образом, блоковская женщина выступает здесь символом нереального, Несбывшегося.
В стихотворении «Незнакомка» Прекрасная Дама появляется в реальном мире, обрисованном сниженными красками, и контрастна ему своим потусторонним началом. В ней просвечивается призрачность, космичность, в ее облике сочетаются реальность («девичий стан, шелками схваченный») и ирреальность («дыша духами и туманами…», «и веют древними поверьями…»). Большую смысловую нагрузку несет повтор «И каждый вечер…». С его помощью, а также с помощью образа Незнакомки противопоставлены духовность и бездуховность, безобразное и прекрасное, добро и зло, они каждодневно отрицают друг друга. Мир, одухотворенный образом Незнакомки, приходит в сознании поэта, вернее, в его фантазии, в «страшный мир», окружающий его. Образ этот хрупок, лишен конкретных очертаний, но он представляет собой сокровище, позволяющее остаться самим собой.
Чему посвящено стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»? Как соотносится первая строка с темой стихотворения?
Это стихотворение об одиночестве, о горечи разлук, потерянном счастье, навсегда ушедшей любви. Первая строчка раскрывает еще один смысл этих стихов — любовь уводит человека от битв, от подвига, в мир красивый, но далекий от жизненных бурь. Стихотворение написано в очень грустной тональности. Героиня «милая», «нежная», но несчастная, она живет на «горестной земле», жизнь ее тоже терзает. Обратим внимание на слово «гордыня» в значении душевной неуспокоенности, нежелания смириться. Именно гордыня заставляет ее уйти в неизвестность.
Почему некоторые исследователи рассматривают стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» как поэтическую параллель пушкинского стихотворения «Я вас любил…»? С помощью каких художественных средств создается Блоком женский образ? Какова символика синего цвета в стихотворении?
И у Пушкина, и у Блока речь идет о любви прошедшей, безответной. Только у Пушкина, для которого «печаль… светла», по отношению к адресату любовь еще не прошла, и он желает ей счастья и быть любимой другим, как когда-то им самим. Лирический герой Блока надломлен. Он произносит такие слова, как «уж не мечтать», «все миновалось — молодость прошла…», «я крепко сплю». И наконец, убирает своей рукой со стола портрет любимой. В поэзии Блока синий цвет — символ прекрасного, далекого, связывающего земной мир с иными мирами. Есть мнение, что синий плащ теряет свою материальную сущность и становится символом безмерного неба, поглотившего последнюю на земле «женственную тень».
Прочитайте стихотворение «6, я хочу безумно жить…». Какие чувства и желания являются для поэта самыми волнующими, сокровенными? Какие принципы, по убеждению Блока, должны быть определяющими для искусства, творчества?
Здесь изложены основные творческие принципы Блока — утверждение прекрасного в жизни, вера в добро и свет и желание трудиться во имя их будущего торжества. Утверждение всего сущего противопоставлено тяжелому сну реального настоящего, рождающему угрюмое и трагическое восприятие жизни. Поэт надеется, что будущие поколения увидят светлое и жизнеутверждающее начало его поэзии, несмотря на ее трагическую тональность.
Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении «Россия»?
Чувство любви к родине соединено у Блока в этом стихотворении с верой в ее достоинство и возможность будущего возрождения. Личная судьба автора и судьба страны — неразделимы.
Автор любит простую деревенскую природу, «разбойная красота» ее вызывает теплое глубинное чувство. Он отказывается от жалости к родной стране — она достойна иного отношения: любования и восторга. «Прекрасные черты» — вот характеристика России. В стихотворении мы ощущаем и гоголевские («Русь-тройка») и лермонтовские («Родина») мотивы.
Какие два лика России созданы в одноименном стихотворении Блока? Как определяет поэт свое отношение к Родине?
Один лик — нищета России (избы серые, расхлябанные колеи, заботы), лик внешний. Другой, внутренний, выражается через раскрытие ее духовной сущности, силы народа, вековых традиций. Отказ от жалости и бережное несение креста — вот основная тональность в выражении собственного отношения к родине. В сознании поэта возникают образы, символизирующие богатства России, «песни ветровые», «плат узорный до бровей», «разбойная краса», и, конечно, незабываемая природа.
С каким некрасовским стихотворением перекликается стихотворение «На железной дороге»? Почему стихотворение «На железной дороге» входит в цикл «Родина»?
Перекликается со стихотворением Некрасова «Тройка», в котором также выражены несбыточные мечты героини о достижении личного счастья. Там, в «Тройке», «подбоченясь красиво, загляделся проезжий корнет»; у Блока:
Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною… Скользнул — и поезд вдаль умчало.
В некрасовском стихотворении тройка мчится по дороге, девушка «жадно глядит на дорогу» вслед умчавшейся тройке; «На железной дороге» «мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая…». Оба поэта отдают дань красоте своих героинь. Стихотворения трагически окрашены. «На железной дороге» включено в цикл «Родина» вполне логично, так как в судьбе несчастной девушки символически выражена скорбь автора о России. А. В. Терновский предположил: «невольно думается, не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения».
Попытайтесь определить термин «музыкальность», характеризующий поэзию Блока. Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»?
Блок считал музыку организующей силой, внутренней сущностью мира. Его стихи мелодичны, они отражают ритмы окружающей действительности, а также личные переживания поэта и его лирического героя. Музыкальность создается звуковыми повторами, ассонансами и аллитерациями. Блок узаконил такой размер в своем творчестве, как дольник, что способствовало усилению мелодичности звучания его стихов. Ярким примером стихотворной музыкальности является стихотворение «Девушка пела в церковном хоре». В лирике Блока ощущается установка поэта на музыкальность, на пробуждение эмоциональных ассоциаций. Все эти приемы мы видим в прочитанных и осмысленных нами произведениях Александра Блока.