Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла жизни в далекие времена юности, мы воспринимаем как Горького. Установить различие между писателем и его автобиографическим героем важно для понимания тех жизненных и эстетических позиций, с которых он оценивает, будучи ныне человеком с богатым жизненным опытом, своего героя в прошлом и окружающую его реальность.
Что меняется в понимании окружающей жизни Алешей Пешковым с каждым новым днем, каждым новым событием? Чем это вызвано? Как вы объясняете это для себя?
Происходит взросление, ускоряемое знакомством со сложностями жизни, общением с самыми разными людьми, избавление от иллюзий, получение все новых и новых впечатлений от людей и из книг. Так, пришлось отказаться от попытки поступить в Казанский университет, возникло убеждение, что «человека создает его сопротивление окружающей среде». От людей он научился ценить народные песни, сочный народный язык, стихоподобное сказывание. «От песни на сердце теплом ложится грусть» — чувствует будущий писатель, и это понимание многое ему даст в период создания рассказов, пьес, повестей. В среде, в которой вращался Алеша, было нетрудно свернуть на скользкий путь ниспровержения «священного института собственности» и не только, но романтизм юности, присущий ему и отводивший в сторону от циничного, хотя и талантливого профессионального вора Башкина, а также немало прочитанных серьезных книг, возбудивших стремление к духовному осмыслению жизни, уберегли от преступного пути и привели к иным людям, в том числе из революционной среды, и соответственно к другому отношению к жизни.
Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?
Очень сильное влияние оказала на своего внука бабушка Акулина Ивановна, хотя ее роль значительнее в повестях «Детство» и «В людях». Вместе с тем ее наставление при прощании во многом определило отношение Алеши к разным людям, с которыми ему пришлось общаться в самых трудных ситуациях. Когда мы читаем повесть, порой удивляемся, насколько привлекательными оказываются для него внешне грубые люди, озлобленные, насмешливые, равнодушные к себе. Однако совет бабушки не торопиться с осуждением помогает Алексею увидеть в них иную сущность, проникнуться к ним симпатией.
Пожалуй, самое сильное воздействие на юного Пешкова среди персонажей повести оказал Гурий Плетнев, двадцатилетний ночной корректор в типографии газеты. Он поражал своим шутливым отношением к жизни, рассказывал много интересных историй, заинтересовал Алексея совместной учебой на сельского учителя. Однако вскоре оказалось, что в силу раннего возраста Пешков еще не может получить учительскую работу и экзамен ему сдавать рано. Главное, в чем проявилось его влияние на Алексея, это его поэтическая сущность. Он обладал мудростью, имя которой — веселье. Плетнев «играл роль доброго духа волшебных сказок. Душа его, окрашенная яркими красками юности, освещала жизнь фейерверками славных шуток, хороших песен, острых насмешек над обычаями и привычками людей, смелыми речами о грубой неправде жизни». Несмотря на молодость, он всегда мог дать людям умный совет и чем-то помочь. Он привлекал к себе лучших людей, а худшие его боялись. Гурий был близок к революционной молодежи. Общение с ним оказало большое влияние на отношение Алеши к жизни, на развитие его духовного мира.
Опишите одного из тех, кто, по вашему мнению, определил дальнейшую жизнь Алеши.
Алешу влекла к труду волгарей «музыка трудовой жизни». Горький как писатель даже в период создания повести (1922), когда был далеко от Волги и не занимался физическим трудом, чувствовал, как «приятно охмеляет сердце» эта музыка, которую он до сих пор слышал. Ему хорошо запомнился день, когда он впервые «почувствовал героическую поэзию труда». По-видимому, образ «музыки трудовой жизни» родился позже, в писательском сознании, и теперь способствует пониманию состояния Алеши во время работы на барже. Горький рисует энтузиазм грузчиков, который противостоял стихии — в сопротивлении ей во многом состояла поэзия труда. Те же самые рабочие, которые проклинали дождь и холод, лениво ползали по палубе, пытаясь спрятаться от холода и сырости, сейчас спасали погибающий груз, «играя, с веселым увлечением детей». Радостные ощущения юного участника этого труда подчеркиваются такими метафорами, как вихрь работы, бурная пляска. Поэтически изображена речная стихия, которая затрудняла, с одной стороны, работу, а с другой — побуждала к сопротивлению и победе. Апофеозом эмоционального подъема в душе юноши стало слияние мимолетного поворота в природе, сверкание розоватого луча солнца и радостного дружного рева людей, которых автор сравнил с веселыми зверями, встряхивающими мокрой шерстью милых морд. «Обнимать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь умных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею». Самозабвенная работа на барже вызывает в сознании автора сказочные образы прекрасных дворцов и городов, построенных всего лишь за одну ночь.
Однако столь поэтическое восприятие картины вдохновенного труда свойственно далеко не всем. Примером тому служит вор Башкин, который за восторженный рассказ назвал Алешу дураком и «идиётом». Вряд ли стоило отвечать циничному человеку, который не в состоянии оценить труд людей, разве только результаты своей «профессии». И совершенно правильно сделал Алеша, что не стал ему возражать.
Горький утверждал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде». Докажите это, пользуясь текстом повести.
Сопротивление окружающей среде началось в повести с момента осознания Алексеем тяжелого положения семьи Евреиновых, и особенно неимоверных усилий Варвары Ивановны, чтобы как-то накормить детей. Именно он, уже имея определенный жизненный опыт (повесть «В людях»), а не Николай и не его младший брат понимал сложность ее ухищрений и экономии, чтобы вести хозяйство. Не желая быть обузой в семье Евреиновых, Алексей пытается сам прокормить себя и начинает работать. С мечтой об университете, иллюзорно внушаемой ему Николаем, пришлось расстаться — началась тяжелая трудовая жизнь, которую можно определить как сопротивление окружающей среде. Он научился не ждать помощи извне и не надеяться на счастливый случай, в нем постепенно развивалось волевое упрямство, и чем труднее слагались условия жизни, тем крепче и даже умнее чувствовал себя. Такую науку юный Пешков постигал в своих университетах. Такое сопротивление окружающей среде он видел в людях, с которыми общался, — в босяках, грузчиках, жуликах. Примером формирования личности в процессе сопротивления человека окружающей среде является проанализированная выше картина участия Алексея во вдохновенном труде на барже по спасению груза.
Объясните смысл названия повести, опираясь на свидетельство одного из современников: «За полудетское революционное озорство я был уволен из гимназии и не без гордости рассказал об этом Горькому.
— Молодчага, — одобрил он, — так ты, пожалуй, скоро и в университет попадешь.
Я удивился, но рассмеявшись, Горький пояснил, что имеет в виду не тот университет, в котором читают лекции, а тот, в котором построены одиночные камеры с решетками на окнах, и прибавил:
— Этот будет почище!
Заглавие его будущей книги было произнесено».
Смысл названия повести состоит в том, что, кроме университетов как учебных заведений, человек получает образование в жизни, особенно если она складывается не гладко, а требует преодоления трудностей, сопротивления неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Эти университеты (не случайно Горький назвал их во множественном числе) формируют характер личности, закаляют ее, учат выбирать правильную дорогу. Алеша Пешков, не имея средств на образование, проходил свои университеты на пристанях, в ночлежках, в студенческих нелегальных кружках, перебивался случайными заработками. Он самостоятельно читал книги, которые возбуждали стремление к интересной и содержательной жизни, знакомился и дружил с хорошими людьми.
Опыт и знания, полученные в университетах жизни, дали впоследствии Горькому богатейший материал для его художественного и публицистического творчества.