Булгаков, Краткое содержание Белая гвардия, План

Анализ произведения
«Белая гвардия» — это то произведение, которое обозначало, что в литературу пришел новый писатель, со своим стилем и со своей манерой письма. Это первый роман Булгакова. Произведе­ние во многом автобиографично. Роман отражает ту страшную эпоху в жизни России, когда по стране шла разрушительным шагом Гражданская война. Ужасающие картины предстают перед глаза­ми читателя: сын идет против отца, брат против брата. Это рас­крывает алогичные, жестокие правила войны, которые противо­речат человеческой природе. И в эту среду, наполненную жесто­чайшими картинами кровопролития, попадает семья Турбиных. Эта тихая, спокойная, миловидная семья, далекая от всяких по­литический перипетий, оказывается не только свидетельницей масштабных переворотов в стране, но и невольной участницей их, она неожиданно очутилась в самом эпицентре огромной бури. Это своего рода испытание на прочность, урок мужества, мудро­сти, стойкости. И как бы ни тяжел был этот урок, уйти от него нельзя. Он обязательно должен привести к общему знаменателю всю прошлую жизнь, чтобы начать жизнь новую. И это с достоин­ством преодолевают Турбины. Они делают свой выбор, остаются со своим народом.

Персонажи романа очень разнообразны. Это и хитроватый хо­зяин дома Василиса, храбрый и мужественный полковник Най-Турс, пожертвовавший своей жизнью для спасения молодых юн­керов, легкомысленный Ларион, смелая Юлия Рейсе, Алексей Турбин, Николай Турбин, оставшиеся верными одним только сво­им жизненным правилам, принципам гуманности и любви к чело­веку, принципам людского братства, доблести, чести. Семья Тур­биных остается как будто на периферии Гражданской войны. Они не принимают участия в кровопролитных стычках, и если Тур­бин убивает одного из своих преследователей, то только для того, чтобы спасти свою собственную жизнь.

Роман повествует о кровавой странице российской истории, но изображение ее усложняется тем, что это война своих против своих. И поэтому перед писателем стоит вдвойне сложная задача: рассудить, дать трезвую оценку, быть беспристрастным, но в то же время горячо сопереживать, болеть самому. Историческая проза о Гражданской войне, как и о всякой другой, характеризу­ется тяжеловесностью, тяжелым переосмыслением. того, о чем пишешь. Булгаков блестяще справляется со своей задачей: его слог легок, мысль его скользит правильно, точно, выхватывая события из самой гущи. Об этом писал еще В. Сахаров в предисло­вии к книге Булгакова. Сахаров говорит об «удивительном духовном единении автора со своими персонажами. «Героев своих надо лю­бить; если этого не будет, не советую никому браться за перо — вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте».

Писатель рассуждает о судьбе России, о судьбах миллионов ее неразумных детей. Булгаков тяжело переживает этот период, он и сам, как Алексей Турбин, был мобилизован в качестве врача сначала в войска Петлюры, откуда сбежал, а затем попал к бело­гвардейцам. Он все видел своими глазами, почувствовал на себе ярость и неудержимость русской бури. Однако он остался верен принципам справедливости и любви к людям. В своем романе он выходит далеко за рубежи проблем, связанных собственно с вой­ной. Он задумывается о непреходящих ценностях. Свое произве­дение он завершает словами: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод, мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Автор говорит о том, на­сколько ничтожен человек со своими мелочными проблемами и переживаниями по сравнению с вечным и гармоничным течени­ем мировой жизни. Это вопрос о смысле жизни. Надо прожить жизнь так, чтобы остаться человеком, не совершать зла, не за­видовать, не лгать, не убивать. Эти христианские заповеди — залог истинной жизни.

Не менее интересны эпиграфы к роману. Здесь заложен глу­бокий смысл. Эти эпиграфы протягивают нити от романа «Белая гвардия» ко всему творчеству Булгакова, к проблеме творческого наследия. «Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ве­тер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо сме­шалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» Этот эпиграф взят из «Капитанской доч­ки» А. С. Пушкина. Буран, буря — это символ гражданской вой­ны, где все смешалось в бешеном вихре, не видно дороги, неиз­вестно, куда идти. Ощущение одиночества, страха, неизвестность будущего и боязнь его — это характерные настроения эпохи. Отсылка к произведению Пушкина дает еще и напоминание о бунте Пугачева. Как метко замечали многие исследователи, Пугачевы явились снова в XX веке, вот только бунт их куда страшнее и масштабнее.

Упоминая Пушкина, Булгаков намекает на свою связь с твор­ческим наследием поэта. Он пишет в своем романе: «Упадут сте­ны, улетит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Писатель выража­ет большое беспокойство о судьбе русского культурного насле­дия. Как и многие интеллигенты, он не принял идей Октябрьской революции. Лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности» отпугивал его. Он понимал, что разрушить вековые традиции, труды «золотого века» гораздо легче, чем строить заново. Тем бо­лее что строить новое государство, новую светлую жизнь на страданиях, войне, кровавом терроре практически невозможно. Что останется после революции, которая сметет все со своего пути? — Пустота.

Не менее интересен второй эпиграф: «И судимы были мерт­вые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Это слова из книги, известной под названием Апокалипсис. Это От­кровения Иоанна Богослова. «Апокалипсическая» тема приобрета­ет значение стержневой. В вихрь революции и Гражданской вой­ны попали люди, которые потеряли дорогу. И их очень легко скло­нили на свою сторону умные и проницательные политики, вну­шив идею о светлом будущем. И оправдываясь этим лозунгом, люди шли на убийство. Но разве можно строить будущее на смерти и разрушении?

В завершение можно сказать о смысле заглавия романа. Бе­лая гвардия — это не просто собственно «белые» солдаты и офи­церы, то есть «белая армия», но и все люди, оказавшиеся в кру­говороте революционных событий, людей, пытающихся найти при­ют в Городе.

План

1. Изображение неестественной жизни Города, очень похо­жего на Киев.

2. Ужин в доме Трубиных. Муж Елены — Сергей Тальберг — заявляет о своем скором отъезде вместе с немецкими час­тями. Жена его должна остаться.

3. Формирование русских войск. Их скорый роспуск. Главная задача — всем прятаться, срывать погоны, чтобы невоз­можно было узнать о принадлежности к армии.

4. Гетмановские солдаты замечают Алексея Турбина и устра­ивают погоню за ним. Они заметили его кокарду. Алексея ранят. Его укрывает в своем доме некая Юлия Рейсе.

5. Обыск в доме Василисы.

6. Николай Турбин, младший брат Алексея, разыскивает род­ственников полковника Най-Турса, погибшего у него на глазах, прикрывая грудью уходящих юнкеров. Сестра Ная и Николка едут в морг за телом полковника и той же ночью отпевают его.

7. Болезнь Алексея и выздоровление. Он едет с благодарнос­тью к Юлии Рейсе.

8. Армия «гетмана всея Украины» покидает Город, к которо­му уже приближаются большевики.

 

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.