Булгаков, Анализ произведения Собачье сердце, План

Анализ произведения

В данном произведении объединены три жанрово-художествен­ные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.

Фантастическое — это операция, которую осуществил про­фессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не менее фантастические события послужили для автора лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.

Главные герои: профессор Филипп Филиппович Преображен­ский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Бор­менталь, пес Шарик, он же Полиграф Полиграфович Шариков. Второстепенные персонажи: председатель домкома Швондер, кухарка и домработница, дворник. Эпизодические персонажи — члены домкома, пациенты профессора, журналисты, машинист­ка Васнецова и просто любопытные с улицы.

Завязка повести — профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой. Кульминационных моментов не­сколько:

1) операция по пересадке Шарику человеческих желез;

2) появление в квартире профессора представителей домкома;

3)  профессору приносят донос Шарикова, и профессор с док­тором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в «милейшего пса».

Но кульминацией можно считать любой момент, когда Шари­ков совершает свою Очередную выходку — поимка ли это кота в ванной или угроза в адрес профессора с применением оружия.

Развязка — это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора. Эпилог — в кварти­ре Преображенского восстановилось спокойствие. Все осталось на прежних местах — профессор занимается своими делами, пес Шарик доволен своим собачьим счастьем.

Сюжет этой повести не был всецело выдуман писателем. В 20-е годы прошлого века некоторые ученые ставили практи­ческие опыты, как на животных, так и на людях, подобные тем операциям, которые проводил профессор Преображенский. Хи­рургическая операция, которую провел профессор, пересадив гипофиз и половые железы человека дворовому псу, привела к неожиданным результатам. Преображенский пытается разобрать­ся, почему из «милейшего пса» появился вот такой Полиграф По­лиграфович. В поисках ответа он изучает личность донора. Оказы­вается, что этот человек был трижды судим и трижды оправдан (ему повезло с происхождением). Интересная деталь — последнее наказание, на которое он был осужден, — это каторга на 15 лет условно. Этот Клим Чугункин — человек социально опасный, но и социально привилегированный. Доктор Борменталь поначалу вос­хищается лишь тем, что «скальпель хирурга вызвал к жизни но­вую человеческую единицу», профессор же понимает, какую именно единицу он вызвал к жизни, и осознает, что вся ответ­ственность за содеянное ложится на его плечи. «Вы знаете, какую работу я проделал — уму непостижимо. И вот теперь спра­шивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день превратить милейшего пса в такую мразь, что волосы дыбом встают». К со­жалению, под давлением обстоятельств профессор вынужден уча­ствовать и в наделении пса социальными функциями. Но вскоре профессор понимает, что так больше продолжаться не может, и конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова близок, а действие повести движется к своей развязке.

В произведении возникает и все более развивается конфликт между Филиппом Филипповичем Преображенским, человеком высокой культуры, строгих нравственных правил, и Швондером, представителем новой жизни. Их конфликт достигает своей высшей точки во время разговора о проживании Шарикова в квар­тире профессора. Показана обстановка, в которой будет осуще­ствляться его воспитание. Но к природным качествам Шарикова добавилось и влияние Швондера, воспитание которого оказалось более эффективным, чем желание и стремление Преображен­ского хоть каким-нибудь образом облагородить и очеловечить воспроизведенного им типа. Принципы социализма оказались на­столько близкими и понятными звериной сущности Полиграфа Полиграфовича, что он очень быстро и без особых колебаний и сомнений находит себе место в новой советской стране.

Социально-бытовой порядок в послереволюционном государстве показан в стиле сатирического памфлета. Изображая его, автор не использует прием гротеска, описывая поведение Шарикова или, например, рисуя образы членов домового комитета. Но в то же время, повесть эта, несмотря на ее фантастичность и невероят­ность, отличается удивительным правдоподобием. Это происхо­дит благодаря использованию узнаваемых конкретных примет времени, например: городской пейзаж, место действия — Обу­ховский переулок, дом, квартира вместе с ее бытом, обликом и поведением персонажей. Именно поэтому история с Шариковым воспринимается довольно реально.

Булгаков хотел описать конкретное социальное явление и его опасность для окружающих. Фантастика в повести с необычайной силой убедительно действует на окружающих. Шариков в быту — явление не такое уж и редкое.

План

1. В одной из подворотен погибает голодный пес с ошпарен­ным боком.

2. Появление незнакомца, который угостил пса колбасой, на­звал Шариком и забрал к себе домой.

3. Описание квартиры профессора, знакомство с ее обитате­лями.

4.Шарика накормили и оказали ему медицинскую помощь.

5. Профессор Преображенский ведет прием пациентов.

6. Первый визит домкома в квартиру профессора.

7. За обедом профессор излагает свои мысли о существующем строе и тех людях, которые этот строй создают.

8. Операция по пересадке Шарику донорского материала.

9. Дневник доктора Борменталя.

10. В квартире профессора новый жилец — вместо собаки здесь появился гражданин Шариков. Его выходки абсолютно не­возможны. У него появляется духовный наставник — пред­седатель домкома Швондер.

11. Шариков поступил на должность. После этого он оконча­тельно распоясался.

12. Конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

13. Эпилог. В квартире профессора восстановилось утраченное спокойствие.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.