ЧЕМ ТОРГУЮТ ЛЮДИ. МОПАССАН
К концу XIX века художественные представления о человеке заметно расширились: открытия реализма существенно обогатили знание о психологии личности, обусловленной средой и воспитанием, натурализма — о физиологии и факторе наследственности, а модернистский поиск в области подсознательных проявлений человека привел к глубокому осмыслению скрытых механизмов тех или иных его реакций и поступков. Анри Рене Альбер Ги де Мопассан на момент начала 1880-х годов в западной литературе оказывается тем писателем, который совместил в рамках образа психологию и «социальность» личности и показал неожиданные возможности такого симбиоза, проливающие свет на истинную натуру .человека, его «самость», о которой впоследствии в полный голос заговорят французские экзистенциалисты.
В своих новеллах и романах Мопассан всегда показывает человека сквозь призму его отношений с миром и столкновений с окружающими, и то, какой выбор делают его герои, зачастую определяется именно характером этих отношений и столкновений. Мопассан очень ловко «перемешивает» персонажей из разных социальных групп, утверждая, что принадлежность к тому или иному «срезу» общества совершенно не означает адекватного положению набора личностных качеств, что чем выше социальный статус, тем изощреннее под его прикрытием человек маскирует свое настоящее лицо.
Первая новелла, которая знакомит читателя с Мопассаном, вышла в приуроченном к 10-летию Франко-прусской войны сборнике, куда каждый из писателей, посещавших литературные вечера Эмиля Золя в Медане, предложил свой рассказ. Сборник получил название «Меданские вечера», а произведение, ставшее «бомбой», оказалось новеллой Мопассана «Пышка». Что интересно, сегодня совсем не важно, какая именно война изображена писателем, ибо в центре оказывается психология героя в экстремальных социальных обстоятельствах. Отвечая на вопрос, чем торгуют люди — вином, красивыми нарядами, телами или патриотизмом, — Мопассан точным и выверенным жестом, без надрыва и передергиваний, снимает маски с показной добродетели, противопоставляя ей официальный порок. Но новаторство писателя не в том, что он изображает Пышку, воплощающую социальное «дно», более благородной, нежели представители высоких социальных ступеней (таких примеров в литературе критического реализма в целом немало), а в том, как, выделяя каждого из героев определенным социальным маркером, он показывает торговлю искренностью. С этим «неходовым товаром» легко расстаются все пассажиры дилижанса (модель мира в миниатюре), кроме Пышки, которой, казалось бы, в силу легального положения продажной девицы торговля собой совершенно органична. Мопассан проводит очень тонкую мысль (и потом развивает ее, опять же исподволь, в романе «Милый друг»): чем ближе к верхушке общества, к этому, казалось бы, свету, тем сильнее человек обрастает масками, тем менее настоящим он оказывается. Искренность писатель всегда обнаруживает на дне, за границами «приличного общества». Парадоксальным образом только человек, не скованный социальной несвободой своего положения, свободен и откровенен в проявлениях своих чувств. Не случайно милый друг Жорж Дюруа, попав в водоворот «общественных ценностей» и легко приспособившись к торговле искренностью, только в обществе проституток чувствует себя комфортно и свободно: там ему не нужно изображать из себя «милого друга», притворяться и изворачиваться. Не случайно, вступая в брак с дочерью богатого парижского финансиста, он вспоминает женщину «дна», к которой по-настоящему испытывает страсть. В романе «Милый друг» противоположные начала не «распределяются» автором между персонажами (которые при таком условии примитивно делились бы на плохих и хороших): Мопассан наделяет каждого из своих героев противоречивыми свойствами, которые нивелируются на фоне негласной, но оголтелой переоценки ценностей в обществе, в свете.
«Трагизм жизни Мопассана в том, что… он силою своего таланта, того необыкновенного света, который был в нем, выбивался из мировоззрений этой среды, был уже близок к освобождению, дышал уже воздухом свободы, но, истратив на эту борьбу последние силы, не будучи в силах сделать одного последнего усилия, погиб, не освободившись», — и эти слова Льва Толстого, пожалуй, наиболее верны в отношении страстного в своей искренности писателя Ги де Мопассана.