1. Вспомните известные вам жанры детского фольклора. Приведите примеры.
Детский фольклор стали собирать совсем недавно. Но уже сейчас ясно, что школьники освоили множество жанров. Это и баллада, и страшные истории («страшилки»), и семейные рассказы, и игра в страну-мечту (детские утопии), и пародии… В учебнике-хрестоматии приведены короткие шуточные произведения и небылицы. Но сами ученики чаще всего вспоминают (или тут же создают!) загадки и анекдоты.
Есть смысл попробовать свои силы в самых лаконичных жанрах — это займет немного времени и даст возможность многим семиклассникам проверить свои силы. Так, в одном из классов ученики решили, что создадут загадки, связанные с новыми открытиями в науке, и у них вместо загадок получился набор вопросов о Марсе и особенностях планетных путешествий.
2. Проведите в классе конкурс детского фольклора — произведений, созданных самими учащимися.
На уроке можно провести конкурс произведений, которые придуманы сейчас же или предварительно подготовлены. На такой конкурс могут быть представлены все ранее созданные учениками произведения или произведения только одного жанра. Это может быть конкурс на лучшую загадку, на лучший «семейный рассказ», на лучшую басню, на лучшую балладу, на лучший анекдот… При организации такого конкурса можно создать жюри, которое будет оценивать результаты. В состав такого жюри могут быть приглашены родители и старшеклассники. Главным условием удачного проведения конкурса всегда является чувство меры.