1. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой?
Эту пьесу-игру фольклористы, которые ее записали, назвали сатирической драмой. Крестьяне, которые в ней участвовали, хотели посмеяться над недостатками своих односельчан, которые рождали споры и даже ссоры, при этом игра способствовала их мирному решению.
2. Опишите главных героев представления, их внешность, характер.
В пьесе может участвовать любой житель того места, где исполняется пьеса. Так что можно внимательно перечитать описание костюма, определить, что должен делать этот герой (его главную задачу на сцене), но не стоит говорить о характере: исполнителями роли могут быть разные люди. Однако самые общие требования к каждому из них необходимы. Так, Барин должен быть гордым и надменным, Оценщик — хитрым и изворотливым, Панья — нарядной модницей. Просителем должен быть человек, заведомо унижающий себя перед Барином. Удивительные люди должны с интересом и удивлением наблюдать за происходящим.
3. Попробуйте включиться в игру: выступите в роли «фофанцев» и придумайте шуточные обвинения против одного из участников игры. Им может быть любой ученик вашего класса: ведь суть игры в том, чтобы в нее включались знакомые участники со знакомыми всем проблемами.
В одном из классов в роли «фофанцев» выступило шесть учеников: четыре девочки и два мальчика. Девочки обвиняли мальчиков в том, что они грубо с ними разговаривают на переменах. Мальчики — в том, что девочки не дают списывать домашние задания. Одну из девочек они обвинили в том, что она модничает. Наверное, вы представляете, какой в результате разгорелся спор.
4. Решите, чего в этой пьесе больше — сценического представления или игры.
В том классе, о котором мы вели речь, сценическое представление было лишь причиной для организации интересной игры. Беседа так быстро перешла на выяснение личных отношений — в спор, а ученики так увлеклись возможностью высказать свое недовольство поступками одноклассников, что спор был готов перейти в ссору. Но, к счастью, чувство юмора и желание посмеяться возобладали, и ученики сумели свести свою импровизацию к веселой шутке.