Евангельские мотивы в прозе Ф. М. Достоевского
По роману «Преступление и наказание»
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — глубоко философский и психологический анализ жизни современной писателю России.
Будучи глубоко религиозным человеком, Достоевский надеялся, что спасение России в религиозном смирении и добровольном принятии всеми учения и заповедей Иисуса Христа. Нарушение законов Господа — гибельный путь. Очень убедительно это показано в романе «Преступление и наказание» на примере судьбы главного героя Родиона Раскольникова, который после мучительных размышлений приходит к выводу, что он «право имеет» совершить убийство старухи-процентщицы, после смерти которой многие будут счастливы, нарушив одну из заповедей Христа «не убий», Родион Раскольников всё больше и больше отдаляется от людей. Случайное знакомство с Соней Мармеладовой, ступившей на гибельный путь, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи, и живущей по «желтому билету», но глубоко религиозной и внутренне чистой постепенно возрождает героя и возвращает к жизни и людям. Раскольников и Соня духовно близки, хотя Раскольников не сразу понимает, почему он тянется к Соне, что привлекает его в этой простой душе. Соня помогает душе Раскольникова постепенно возрождаться. Именно она первая говорит ему, что необходимо сделать, чтобы обрести хотя малый душевный покой. В период мучительного раздвоения в сознании Раскольникова она посылает его к людям: «Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: „Я убил!“ тогда Бог опять тебе жизнь пошлет… Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Внешне Соня Мармеладова слаба и беззащитна, но ее дух, опирающийся на православную веру, непоколебим. Она не страшится земных лишений и тягот, с кротостью, но решительно отправляется за Раскольниковым на каторгу в Сибирь, чтобы поддержать его, еще не обретшего истинной веры. Любовь, терпение и преданность Сони помогают Раскольникову веру, душевный покой и надежду на будущее счастье. В финале романа писатель показывает возрождение Раскольникова: «Под подушкой его лежало Евангелие». Герой вспоминает, как Соня читала ему «о воскресении Лазаря». Теперь Раскольников готов перенести любые трудности, его сердце обрело веру, надежду и любовь.
Рецензия
Толстой и Достоевский были убеждены, что мир изменится к лучшему не в результате насилия над личностью или личностями, а в ходе самовоспитания. Только путем длительного и упорного процесса нравственного оздоровления душ человечество постепенно преобразует среду своего обитания соответственно высоким идеалам. Не насильственное переустройство общественного организма, а затем уже воспитание человека, как думали революционеры-демократы, а самовоспитание в духе христианских и общечеловеческих ценностей и одновременное усовершенствование общественного уклада — вот что приблизит человека к искомому им всеобщему счастью.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.