Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций русской сатиры, в первую очередь Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя. Но Салтыков-Щедрин — самобытный и своеобразный писатель, без которого трудно представить нашу классическую литературу. «Диагност наших общественных зол и недугов», — так отзывались о нем современники. Жизнь российскую Салтыков-Щедрин знал не из книг. Сосланный в Вятку за ранние произведения, обязанный служить, писатель досконально изучил жизнь разных слоев общества, и прежде всего чиновничества.. Будучи вице-губернатором, Салтыков-Щедрин увидел, что государство Российское заботится о дворянах, а не о народе.
Жизнь вымороченной дворянской семьи писатель изобразил в романе «Господа Головлёвы», чиновников — в «Истории одного города», в «Губернских очерках». Но, наверное, наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений. В сказках мы встретим всех щедринских героев. Подобно Некрасову Щедрин писал свои сказки для народа. Многозначителен подзаголовок: «Сказки для детей изрядного возраста». Вот «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией Салтыков пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, жили за чужой счет, наивно полагая, что булки произрастают в том самом виде, в котором их подают к чаю. На необитаемом острове генералы едва не погибли, не окажись там по воле сатирика мужик, мастер на все руки, умеющий даже в пригоршне сварить суп. Покорный мужик вьет по приказу генералов веревку, которой они привязывают его, чтобы он не убежал. И покорность мужика вызывает горечь и боль писателя.
Если генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, всё время мечтал избавиться от несносных мужиков, потому что не мог, по его словам, выносить «холопьего духу». Усилия дикого помещика оказались не напрасны: «не стало мужика» в его владениях. Остался помещик один — живи и радуйся исполнению мечты. Но вот что случилось: с исчезновением мужика пришли не только голод, холод и лишения, но и полное одичание. Российский дворянин, считавший себя столпом Русского государства, превратился в дикого зверя: «Весь он <…> оброс волосами <…> а когти у него сделались как железные». Вывод из этой истории очевиден: народ — созидатель и духовных и материальных благ. Русский мужик — столп и опора государства. Жаль только, что он безропотен, терпелив и покорен.
Но терпение народа не беспредельно, и в своих сказках писатель говорит и об этом. В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин изображает Медведя, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они «содрали шкуру» с него и посадили на рогатину. Воистину «наши топоры лежали до поры».
В проанализированных выше и в других сказках писателя-сатирика нашло отражение его отношение к народу, «сеятелю и хранителю» русской земли, и к тем, кто, пользуясь благами, создаваемыми народом, угнетает его. Отсюда — боль, горечь и скорбь Салтыкова-Щедрина, отсюда — обращенный к народу вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?», отсюда — вера в светлое будущее.
Рецензия
Содержание сочинения верно и доказательно раскрывает предложенную тему путем анализа трех сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, что дает представление о художественном пространстве «сказок для детей изрядного возраста». Содержание сочинения верно и доказательно раскрывает предложенную тему путем анализа сказок: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи хорошим литературным языком.