Фонвизин, Недоросль. О каком времени вспоминает Стародум и по­чему?

Какие общественно-политические и нравст­венные проблемы обсуждаются в диалогах Старо­дума и Правдина?
Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-поли­тических и нравственных проблем, диску­тируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служе­ние государству, истинные и мнимые за­слуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности, отношения при дворе и т. д.

Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Старо­дум?

Как во многих драматических произве­дениях, Стародум наделен условным име­нем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он — человек старого вре­мени, времени петровских преобразова­ний России, откуда он с молодости по­черпнул свои взгляды, убеждения и нрав­ственные правила.

О каком времени вспоминает Стародум и по­чему? Что привлекает его в прошлом?

Характерными признаками того време­ни, по мнению Стародума, было почита­ние человека и его достоинств по заслугам перед отечеством, прямота и искренность. Он получил от отца, служившего при дво­ре Петра Великого, завет в виде правила: «имей сердце, имей душу, и будешь чело­век во всякое время». Оттуда же Стародум вынес и еще одно, примыкающее к этому правилу суждение, актуальное и в наши времена: без души «просвещеннейшая ум­ница — жалкая тварь. Невежда без ду­ши — зверь».

Как относится Стародум к современному ему обществу?

К современному ему обществу Стародум относится отрицательно, хотя и считает, что погорячился выходить в отставку из-за того, что был обойден чином в поль­зу молодого графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой, то «имел бы удовольствие служить долее отечеству». Отношения при дворе поразили его своей неискренностью, достижение царедворца­ми карьеры он образно сравнил с ездой: по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Так же образно он гово­рит о соперничестве, себялюбии. Морали старого времени Стародум противопостав­ляет искаженные представления о жиз­ненных ценностях в современной ему дей­ствительности.

Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в из­вестных вам произведениях.

Комедия Фонвизина продолжает просве­тительские традиции русских классицис­тов Ломоносова и Державина. Утвержде­ние роли сильного государства в благополу­чии общества, воспитании и образовании истинного сына отечества, похвала преоб­разованиям Петра I, стремление к беско­рыстному служению постоянно звучат в одах Ломоносова, строгое соблюдение за­конов, резкая критика тирании, мздоим­ства мы находим в переложении Держа­виным псалма «Властителям и судиям». Все эти взгляды полностью разделяются Стародумом.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.