С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана?
Не понимая значения образования и будучи полной «невеждой без души», Простакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает достаточное образование. Она понимает, что уже «век другой», что уже так не проживешь, как дядюшка Вавила Фалалеевич, что общество требует от дворянских детей учебы. Материнское сердце Простаковой страдает, что дитя может измучиться от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придравшись к какой-либо неугодной фразе учителя. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи, которая внезапно стала богатой невестой.
Как вы оцениваете умственные способности недоросля? Что усматриваете в его репликах — глупость или наглость?
Избалованность, леность и наглость, воспринятая от матери и дядюшки ненависть к образованию и образованным людям притупляют умственные способности Митрофана, не дают почвы для их развития. Мы не можем судить о природных способностях недоросля. Однако он сообразителен в житейском плане: предпочитает сочувствовать матушке, которая в его сне устала колотить батюшку, а не отцу, а также проявляет практическую сметку и в ряде других обстоятельств.
Почему Митрофан отталкивает мать и покорно ведет себя с Правдиным?
У Митрофана под влиянием уродливого воспитания не сложилось никаких привязанностей, нет любви к людям. Мать для него — всего лишь заступница, потакающая ему во всем, она создает ему удобную, устраивающую его жизнь. И когда она теряет власть над людьми, она теряет и ценность для Митрофана. Произнося свою знаменитую фразу: «Вот злонравия достойные плоды», Стародум имеет в виду и результаты воспитания Простаковой собственного сына.
Митрофан покорно отвечает на слова Правдина о службе, потому что он почувствовал силу и власть Правдина, в нем он видит хозяина, которого невозможно ослушаться.
Каково отношение самого Фонвизина и его положительных персонажей к воспитанию молодых дворян?
Тема воспитания является одной из основных тем комедии «Недоросль». Забота о судьбах подрастающего поколения никогда не оставляла Фонвизина как писателя и гражданина. Создавая образ Митрофана, он ставил целью не только посмеяться над недорослем, комически изобразить его «познания» в науках, его желание «не хочу учиться — хочу жениться», но и показать трагические последствия такого уродливого воспитания. Из Митрофана вырастает «невежда без души», жестокий крепостник, деспот, относящийся к той породе, «которая мстит своей плодовитостью».