Гавриил Романович Державин (1743-1816) — еще один выдающийся деятель русской литературы XVIII века. Его поэзия завершает классицистическую традицию и одновременно открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской «поэзии действительности». По словам Белинского, поэзия Державина «была первым шагом перехода от риторики к жизни».
Известность к Державину пришла в 1783 году, когда он создал оду «Фелица», воспевающую Екатерину II. Хотя она написана с установкой на торжественную оду, но уже здесь явно заметно разрушение этого жанра. Впоследствии сам автор определит этот жанр — «смешанная ода». Классицизм запрещал соединять в одном произведении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам. Но у Державина в оде, восхваляющей императрицу, создается сатирический портрет порочного «мурзы» (вельможи), а «богоподобная» Фелица показана обытовленно («Почасту ходишь ты пешком…»), рисуется простыми словами, без всякой пышности. Это не снижает ее образ, а делает более реальным, человечным, как будто списанным с натуры.
Поэзия Державина многогранна. В ней есть сатирические или «гневные», как он сам их называл, оды, наибольшую известность из которых получило стихотворение «Властителям и судиям» (переложение 81 псалма Псалтыри). Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости и неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые ему не подчиняются — вот главная мысль державинской оды. Обличительная сила ее была такова, что современники восприняли это стихотворение как революционную прокламацию.
Но есть в поэзии Державина и стихи, обращенные к частной жизни человека. Здесь с наибольшей силой проявляется еще одно новое качество державинского творчества — автобиографичность, создание образа поэта, конкретного, наглядного, хотя еще не лирически углубленного, как в поэзии Жуковского. Это новое для русской поэзии явление хорошо видно в его анакреонтических одах — небольших, изящных стихотворениях, в которых, часто в шутливой форме, поэт рассказывает о себе, своих друзьях и возлюбленных («Венец бессмертия», «Русские девушки»).
Большое место в поэзии Державина занимают философские оды, среди которых наибольшую известность получила ода «Бог», еще при жизни поэта переведенная на многие европейские и восточные языки. Здесь отчетливо звучит главная тема творчества Державина: самосознание личности перед лицом мироздания. Для него человек по своей природе противоречив: он не только «умом повелевает громам», но и «телом истлевает в прахе». «Я царь — я раб — я червь — я Бог!» — таков диапазон человеческой личности. Если Ломоносов в своих духовных одах хочет проникнуть за грань непознанного, то Державин — принять Бога и Человека в их естественной данности, «в сердечной простоте беседовать о Боге». Если у Ломоносова человек — творец и исследователь, титан-первооткрыватель, то в державинской оде — человек постигает загадку своей природы и таким путем открывает для себя весь внешний Божий мир и самого Творца.
С этим связано и особое осознание своего предназначения в державинской поэзии. Именно он впервые в русской литературе так широко развил тему творчества, поэзии, ее роли и смысла в жизни человека. Среди стихов на эту тему — «Ключ», «Лебедь», «Видение Мурзы» и самое знаменитое — «Памятник» (1795). Это стихотворение представляет собой вольный перевод оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене», посвященной подведению итогов своего поэтического творчества и его оценке. Оно заложило традицию осмысления темы поэта и поэзии в русской литературе («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина). Опираясь на перевод «Памятника», сделанный Ломоносовым, Державин выдвигает свои критерии оценки поэтического творчества, по- своему утверждает право на бессмертие. Сила поэзии для него оказывается могущественнее законов природы («металлов тверже», неподвластен вихрям, громам, времени) и выше славы «земных богов» — царей. Свое бессмертие поэт связывает с «родом славянов», подчеркивая национальный характер своего творчества:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род Вселенна будет чтить.
Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забавным», то есть простым, веселым, острым. А главное — это его поэтическая искренность и гражданская смелость, благодаря которым он смог
В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.