Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — выдающийся русский просветитель, ученый, естествоиспытатель. «С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», — так определил В.Г. Белинский место и значение его творчества в истории отечественной литературы.
В работе Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворчества» (1739) была предложена реформа русского стихосложения. Суть ее заключалась в замене силлабической системы поэзии XVII века на силлабо-тоническую, основанную на чередовании ударных и безударных слогов в строке, что более соответствует самому духу русского языка, где ударение свободное, а не строго фиксированное. К «Письму…» Ломоносов приложил свою оду «На взятие Хотина», написанную по новой системе — четырехстопным ямбом.
Большое значение для формирования эстетики классицизма имели созданное Ломоносовым учение о трех «штилях» и разработанная на его основе теория литературных жанров («О пользе книг церковных в российском языке», 1758). Ломоносов делит художественные произведения на три стилистические группы — высокие, средние и низкие — и связывает это деление с «тремя родами речений» (слов) в русском языке. Высокий, торжественный стиль, соответствующий оде, трагедии, героической поэме, включает слова церковнославянские и нейтральную лексику. Средний стиль, характерный для драмы или сатиры, исключает церковнославянизмы, но использует слова живого русского языка. Низким стилем пишутся комедии, басни, эпиграммы, и здесь возможно использование не только слов «живого» разговорного языка, но и просторечий.
Ломоносов стал не только теоретиком литературы, но и автором замечательных поэтических творений, составивших особую страницу русской поэзии. Его любимым жанром была ода. Постоянная тема од Ломоносова — деятельность Петра I, которую он представляет как образец для царствующей императрицы Елизаветы Петровны — «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года». Вместе с тем в этой оде особое значение имеет еще одна ведущая тема поэзии Ломоносова — тема родины и служения ей. Россия для него грандиозная по своим масштабам страна, которая изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами. Для ее процветания необходимо развитие науки, просвещения, освоение ее природных богатств. Поэт уверен,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Сам Ломоносов своей деятельностью доказал справедливость этой мысли. Выдающийся ученый, мыслитель, он и в литературу вводит особый жанр научно-философской лирики. Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» — вот темы его од «Утреннее…» и «Вечернее размышление о Божием Величестве…». При этом поэт рисует здесь удивительный по своей поэтичности ночной пейзаж, в котором выступает как прямой предшественник Ф.И. Тютчева:
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне — дна!