Какие элементы композиции поэмы вы можете назвать уже после чтения первой главы?
Уже в первой главе мы находим два элемента композиции — экспозицию и завязку. Экспозицию представляет описание города, знакомство с губернскими чиновниками, некоторыми окрестными помещиками, конечно, знакомство читателя с самим Чичиковым. Знакомство Чичикова с помещиками и согласие нанести им визиты — это уже начало завязки сюжетного действия.
Что помогло вам найти границу между экспозицией и завязкой?
Практически границы между экспозицией и завязкой не существует. Оба этих композиционных элемента тесно слиты между собой. Как бывает во многих литературных произведениях, когда одни и те же эпизоды вводят читателя в обстановку будущего действия и одновременно намечают его отправные точки.
Один из исследователей творчества Гоголя утверждает, что у писателя детали «впаяны в сюжет». Как пример приводится колесо, о котором в самом начале рассуждают мужики. Казалось бы, пустяк. О нем сразу же забываешь. Но вот колесо подводит Чичикова в дороге. Исследователь утверждает, что при втором появлении колеса можно говорить об известном по мифологии колесе Фортуны. Прав ли он?
Исследователь прав. «Мертвые души» — это своеобразная трансформация плутовского авантюрного романа, динамика развития сюжета в котором строилась на идее превратности Фортуны (судьбы). Колесо Фортуны не раз подводило Чичикова в его предприятиях и до и после его основной авантюры с «негоциями» мертвых душ.
Назовите помещиков, которые дали Чичикову возможность осуществить свою «негоцию». Расскажите о том, кто вас более всего заинтересовал. Вам поможет сам Гоголь. Используйте план, по которому писатель создал эти образы: описание поместья и дома, портрет, диалог о продаже мертвых душ, расставание с героем.
Чичикову дали возможность осуществить его «негоцию» Манилов, Коробочка, Собакевич и Плюшкин. Трудно сказать, кто более всех может меня заинтересовать — все помещики как художественные образы яркие, колоритные, и обо всех можно составить содержательные рассказы. Возьмем, к примеру, Коробочку, к которой Чичиков попадает случайно. Интересно то, что она единственная женщина- помещица. Существует мнение, распространяемое некоторыми исследователями, что развитие сельского хозяйства в имениях задерживалось потому, что многие из них находились в руках женщин, как правило, вдов или незамужних дочерей. В основном дамы, не имеющие образования и опыта, либо передоверяли управление наемным лицам или приказчикам, или своими неумелыми действиями приводили имение к разорению. Малообразованная Коробочка вела хозяйство сама и достаточно успешно. В своей округе ее нельзя было назвать мелкопоместной, потому что она владела восьмьюдесятью душами мужского пола.
Приехав ночью, Чичиков смог заметить, что «уже по одному собачьему лаю… можно было предположить, что деревушка была порядочная». Обстановка комнаты была старинная: стены увешаны картинами с какими-то птицами, старыми маленькими зеркалами с темными рамками в виде свернувшихся листьев между обоев. За всяким зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Висели стенные часы с нарисованными цветами на циферблате. Основательностью и старинным вкусом отличалась и постель, которую служанка приготовила Чичикову, со взбитой периной. Она была настолько высока, что он вынужден был встать на стул, чтобы взобраться на нее, а потом она опустилась под ним почти до самого пола. Утром он заметил, что на стене висели не только картины с птицами, но и портрет Кутузова. Из окна гость увидел нечто похожее на курятник с огромным количеством птиц и всякой домашней твари, «свинья с семейством очутилась тут же». За ним тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем и прочим хозяйственным овощем. В огороде были яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями от воробьев и сорок. «Для этой же причины было сооружено несколько чучел на длинных шестах с растопыренными руками; на одном из них надет был чепец самой хозяйки». За огородами шли крестьянские избы, которые показывали довольство обитателей, «ибо были поддерживаемыми как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым; ворота нигде не покосились», в сараях стояли новые телеги, а то и по две.
У самой Коробочки был типичный вид матушки-помещицы, которая держит голову несколько набок, постоянно жалуется на неурожай, но складывает денежки в пестрядиновые мешочки — в один целковые, в другой полтиннички, в третий четвертачки — и раскладывает их по ящикам комода.
В диалоге о продаже мертвых душ Коробочка изображена резко сатирически: с одной стороны, Гоголь подчеркивает ее религиозность, страх перед нечистой силой, с другой — хозяйственную и торговую сметку, доходящую до крайней тупости. Как и Собакевич, она с добром вспоминает умерших работников-крестьян. И даже уговоры, что Чичиков освобождает Настасью Петровну от уплаты податей за ревизские души (убытки от этого ее весьма огорчают), не убеждают ее, что души эти ничего не стоят и не имеют какой-либо материальной пользы.
В диалоге Коробочка показывает себя хорошим знатоком конъюнктуры цен на натуральные продукты — мед, пеньку и т. д. и настойчиво предлагает их вместо мертвых душ, цены на которые ей неизвестны.
Комический эффект создается подставляемыми Чичиковым ситуациями, вызывающими мистический страх Коробочки, например, предположением использовать мертвых вместо пугал на огороде и пожеланием увидеть черта («С нами сила крестная! Какие ты страсти говоришь!» — проговорила старуха, крестясь», «Черта помещица испугалась необыкновенно»). Она уступает, испугавшись «забранок» Чичикова и надеясь, что он в будущем станет ее покупателем («не позабудьте насчет подрядов»). Чичиков соглашался на все, лишь бы сейчас избавиться от нее. Упорство Коробочки психологически изматывает Павла Ивановича. При всем его умении вести себя, приспосабливаясь к собеседнику, о чем говорилось в этой главе, ему приходится основательно «попотеть», чтобы заключить с ней соглашение о «негоции».
Интересна речь Коробочки. В ней сочетаются народные выражения, что говорит о ее постоянном общении с крепостными (боров, чай, задедателя подмаслила, прихлебнете чайку, обращения батюшка, отец мой и т. д.) и выражения из Священного Писания.
При расставании с хозяином имения обычно Гоголь устами Чичикова дает заключительную характеристику, афористично и метко выраженную. Коробочка названа дубинноголовой. Однако Гоголь это обобщение расширяет и таким образом типизирует ее образ. «Точно ли велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остро- умно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли, занимающие по законам моды на целую неделю город, мысли не о том, что делается в ее доме и в ее поместьях, запутанных и расстроенных благодаря незнанию хозяйственного дела, а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм». Гоголь, как бы успокаивая своего героя и призывая не сердиться на Коробочку, попутно замечает: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».