Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что раз­личает?

Выберите главу, посвященную одному из по­мещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания.

Пейзажные описания в главах о поме­щиках свидетельствуют о состоянии име­ния, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий воп­рос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки — незатейливом, не следую­щем моде, но основательном и крепком для среднего по количеству душ имения, приносящего определенный доход благо­даря практической сметке хозяйки. Пей­заж в имении Манилова носит романти­ческий характер: каменный дом в два этажа на юру, покатость горы была одета подстриженным дерном, разбросанные по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций, пять-шесть берез, беседка с характерной надписью «Храм уединенного размышления», пруд, покрытый зеленью, «что… не в диковинку в англицких садах русских помещиков». Внизу расположилось около двухсот бре­венчатых изб, которые пока еще по неиз­вестной нам причине Чичиков принялся считать. Пейзаж этот соответствует меч­тательной настроенности Манилова и его супруги, а также говорит о том, что хо­зяйством они не занимались.

Поэма Гоголя написана очень ярким, насы­щенным различными художественными приемами языком. Найдите в одной из глав (по вашему выбо­ру) эпитеты и попытайтесь их охарактеризовать. Они могут быть близки к фольклорным, могут быть метафоричны, могут быть гиперболичны.

К примеру, эпитет несуществующие заменяет мертвые. Манилов, стремясь выразиться как можно благороднее, когда Чичиков предложил назначить ему цену, отказался брать деньги, сославшись на то, что они которые в некотором роде окончили свое существование. Этот развернутый эпитет производит комиче­ское впечатление. Комично и даже гро­тескно звучит также развернутый эпитет к слову «негоция» — не соответствую­щая гражданским постановлениям и дальнейшим видам России. Так ви­тиевато спрашивает Манилов, смягченно определяя то, что является авантюрой. Но «образованность» и «преприятнейшее» впе­чатление, которое производит гость, за­ставляют его верить, что дальнейшим ви­дам России оформление покупки мертвых душ не повредит. Кощунственно звучит слово «священное» в качестве эпитета к слову «обязанность» в устах Чичикова в контексте его махинаций.

Вспомните два сравнения в поэме: человек был назойлив, как муха, и люди мерли, как мухи. Вспомните, с чем были связаны эти сравнения. Чем отличается их содержание, характер использования сравнения?

Образ мухи в качестве сравнения неод­нократно используется в «Мертвых ду­шах». Так, в первой главе писатель срав­нивает чиновников в черных фраках с ку­чами мух, носящимися вокруг рафинада в пору жаркого июльского лета. Размыш­ляя о приспособляемости Чичикова к ха­рактерам своих собеседников, Гоголь ри­сует портрет чиновника, правителя канце­лярии, который среди своих подчиненных восседает важно, как Прометей, а перед вышестоящим ведет себя, как муха. Срав­нение Прометея и мухи говорит о приспо­собленчестве как качестве российского чиновничества. Если в первых двух случаях сравнение носит комический характер, то выражение «люди мрут, как мухи», ха­рактеризующее состояние дел в имении Плюшкина, уже подчеркивает трагич­ность положения русского крепостного крестьянства, находящегося в полной за­висимости от «мертвых душ» помещиков и чиновников, управляющих Россией.

Вспомните примеры гипербол, которые за­помнились при чтении. Смогли бы вы отличить ги­перболы из произведений Гоголя от гипербол в произведениях других писателей? Что бы вам в этом могло помочь?

У каждого писателя своя манера ис­пользования изобразительно-выразительных средств, в том числе и гиперболиза­ции. На гиперболе построена глава о Плюшкине, к примеру. Гиперболичен об­раз кучи, находящейся в помещичьем до­ме и собранной из хлама, подобранного на дороге. Гиперболически комичен вид ста­рика, которого Чичиков принимает то ли за ключника, то ли за ключницу. Здесь гипербола сливается с гротеском в аспекте сочетания уродливого со смешным и при­дает описанию элемент трагического.

Гиперболами часто пользовался М. Е. Салтыков-Щедрин. Мы знакомы с его сказками. В них гипербола приобрета­ет фантастический оттенок. Генералы, оказавшиеся на необитаемом острове, на­столько не приспособлены к жизни, что не знают, как делается хлеб, они думают, что булки растут на деревьях. Фантастич­на гиперболическая покорность мужика, который позволяет, находясь на свободе, эксплуатировать себя и даже привязывать веревкой, чтобы не убежал.

Попробуйте создать словарик наиболее ти­пичных слов и выражений Ноздрева или Манилова, Собакевича или Коробочки. Что, кроме слов, харак­терных для каждого из них, можно было бы в него поместить?

Словарик Манилова может включать в себя характерные для него слова, придаю­щие «сахарность» и приторность его пове­дению, такие, как сделайте милость, прошу покорнейше, позвольте вам этого не позволить, душенька, пре­любезнейший, обходительный и при­ятный человек, достойнейший, ду­ховное наслаждение, именины серд­ца, случай доставил счастье, любез­ный (обращение к приказчику) и т. д. Манилов часто повторяет слово образо­ванность, блестящее образование, ко­торое он ценит в собеседнике или в людях, о которых говорит, явно преувеличивая его уровень благодаря ощущению собст­венного недостатка в образовании. Ника­кие другие персонажи поэмы не говорят об образовании и образованности. Так нейтральное слово, употребляемое Мани­ловым, несколько углубляет характерис­тику его образа.

Поэма «Мертвые души» — лироэпическое произведение. Таково ее кратчайшее определение. До сих пор вы читали и слушали поэмы, которые были написаны стихами, их лироэпический харак­тер был вам очевиден и, наверное, не вызывал сом­нений. Однако лирическое и эпическое начала сли­ваются во многих прозаических произведениях. Вы­делите элементы эпического и лирического в поэме Гоголя.

Приезд Чичикова в губернский город, сюжет, связанный с посещением помещи­ков с целью покупки «мертвых душ», ра­зоблачение героя, предыстория героя — эпические элементы произведения. Ав­торские отступления и рассуждения Чи­чикова о крестьянах, «Эх, русский наро­дец! Не любит умирать своей смертью!», о «двух путниках и двух писателях, юнос­ти и старости», о «Руси-тройке» и др., ко­торых много в «Мертвых душах», при­дают произведению лирическое начало.

В. Г. Белинский называл такие размыш­ления писателя «гуманной субъективно­стью».

Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что раз­личает?

Сближает патриотическое чувство: лю­бовь к стране, размышления о ее будущем и настоящем, хотя темы лирических от­ступлений и Пушкина и Гоголя различ­ные. Вместе с тем отступления у Гоголя по сравнению с пушкинскими привносят гражданский пафос, хотя, как и у Пушки­на, в поэме есть размышления-воспомина­ния о юности. В «Евгении Онегине» есть также лирические пассажи об искусстве, обычаях светской жизни и т. п.

В лирических отступлениях Автор сам по­вествует о своих взглядах, мыслях и чувствах. В та­ком случае можно ли считать, что в «Мертвых ду­шах» два главных героя: Автор и Чичиков? Попро­буйте обосновать свой ответ.

Главный герой поэмы «Мертвые ду­ши» — Чичиков. С ним связаны эпиче­ские стороны произведения, развитие сю­жетной линии. Вместе с тем некоторые литературоведы относят к героям и Авто­ра. Основания для этого есть, потому что он активно высказывает свою позицию в монологах, которые являются лирически­ми отступлениями и размышлениями. В лирическом произведении образ Автора может сливаться с образом лирического героя.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.