Грибоедов назвал свою пьесу сначала «Горе уму», а затем изменил название на «Горе от ума». Какой новый смысл появился в окончательном варианте по сравнению с первоначальным?
Первоначальное название комедии утверждало несчастливость носителя ума, умного человека. В окончательном варианте указывается на причины возникновения горя, и тем самым в названии сконцентрировалась философская направленность комедии, читатель и зритель настраивается при этом на восприятие проблем, которые всегда встают перед мыслящим человеком. Это могут быть и социально-исторические проблемы сегодняшнего дня либо «вечные», нравственные. Тема ума лежит в основе конфликта комедии и проходит сквозной линией через все четыре ее действия.
Грибоедов писал Катенину: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Как решается проблема ума в комедии? На чем построена пьеса — на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума?
Конфликт комедии основан на столкновении не ума и глупости, а разных типов ума. И Фамусов, и Хлестова, и другие персонажи комедии вовсе не глупы. Далеко не глуп Молчалин, хотя таковым его считает Чацкий. Но они обладают умом практическим, житейским, изворотливым, т. е. закрытым. Чацкий — человек открытого ума, нового склада ума, ищущего, беспокойного, творческого, лишенного какой-либо практической сметливости.
Найдите в тексте цитаты, характеризующие героев пьесы.
О Фамусове: «Брюзглив, неугомонен, скор…», «Подписано, так с плеч долой!», «…у нас уж исстари ведется, / Что по отцу и сыну честь», «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку» и т. д.
О Чацком: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, / Как Александр Андреич Чацкий!», «Он славно пишет, переводит», «И дым отечества нам сладок и приятен», «Чтоб истребил Господь нечистый этот дух / Пустого, рабского, слепого подражанья…», «Попробуй о властях, и нивесть что наскажет. / Чуть низко поклонись, согнись- ка кто кольцом, / Хоть пред монаршиим лицом, / Так назовет он подлецом!..».
О Молчалине: «Молчалины блаженствуют на свете», «Вот он на цыпочках и небогат словами», «Умеренность и аккуратность», «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Услужник знаменитый… как громовой отвод», «Молчалин! Кто другой так мирно все уладит! / Там моську вовремя погладит, / Тут впору карточку вотрет…».
Познакомьтесь с различными оценками образа Чацкого. Пушкин: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» Гончаров: «Чацкий положительно умен. Речь его кипит остроумием…» Катенин: «Чацкий — главное лицо… он говорит много, бранит все и проповедует некстати». Почему столь по-разному писатели и критики оценивают этот образ? Совпадает ли ваш взгляд на Чацкого с приведенными мнениями?
Причина в сложности и многоплановости комедии. Пушкину привез рукопись грибоедовской пьесы И. И. Пущин в Михайловское, и это было первое знакомство с произведением, к тому времени эстетические позиции обоих поэтов разошлись. Пушкин уже считал нецелесообразным открытый конфликт личности и общества, но тем не менее он признавал, что «драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова». Впоследствии «Горе от ума» войдет в творчество Пушкина скрытыми и явными цитатами.
Упреки Чацкому в многословии и проповедовании некстати можно объяснить теми задачами, которые ставили перед собой декабристы: в любой аудитории высказывать свои позиции. Они отличались прямотой и резкостью суждений, безапелляционностью своих приговоров, не учитывая светских норм, называли вещи своими именами. Тем самым в образе Чацкого писатель отразил типичные черты героя своего времени, передового человека 20-х годов XIX века.
Согласие вызывает высказывание И. А. Гончарова в статье, написанной спустя полвека после создания комедии, когда основное внимание было уделено эстетической оценке художественного произведения.
Прочитайте критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Ответьте на вопрос: «Почему Чацкие живут и не переводятся в обществе»?
Состояние, обозначенное в комедии как «ум с сердцем не в ладу», свойственно в любые времена мыслящему русскому человеку. Неудовлетворенность и сомнения, стремление утвердить передовые взгляды, выступить против несправедливости, косности общественных устоев, найти ответы на актуальные духовно-нравственные проблемы создают условия для развития характеров людей типа Чацкого во все времена.