Игорь Северянин

Игорь Северянин (1887-1941) (псевдоним поэта Игоря Василье­вича Лотарева) родился в Петербурге в семье офицера. По материн­ской линии был в родстве с писателем и историком Н.М. Карамзиным и принадлежал к тому же дворянскому роду Шеншиных, что и рус­ский поэт XIX века А.А. Фет. Будущий поэт не получил серьезного академического образования: закончил реальное училище. И. Севе­рянина начал печататься в 1905 году, а уже в 1908 году выпустил свой первый сборник стихотворений «Зарницы мысли», в котором выступал в традициях «чистой лирики», обнаруживая при этом особую склон­ность к словотворчеству и лирической иронии, которая впоследствии станет отличительной особенностью поэтического мира поэта:

Благословляя мир, проклятье войнам

Он шлет в стихе, признания достойном,

Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над всею первенствующей планетой…

Он — в каждой песне, им от сердца спетой, Иронизирующее дитя.

(«Игорь Северянин»)

Уже в первых своих поэтических произведениях поэт — «ирони­зирующее дитя» объеденной и пошлой жизни, бросающий вызов об­щепринятым нормам, часто позируя («Я, гений Игорь Северянин…»). И. Северянин любил декламировать собственные стихи на публике, давая, по своему личному определению, «поэзоконцерты». Но, не­смотря на это, поэт оставался искренним, большим, необычным ре­бенком в поэзии: он играет со словесной тканью стихотворения, с упоительными созвучиями. Постоянно занимаясь словотворчеством, Игорь Северянин однако принципиально не согласен с футуристами в их отрицании наследия прошлого и желании писать литературу с «чистого листа». Поэт писал: «Пушкин — Пушкински велик». В его стихах можно увидеть поэтические тенденции, начатые не только А.С. Пушкиным, но еще Г.Р. Державиным. Он заимствовал у «старой литературы» рифмы, размеры, поэтические приемы изобразительно­сти. Основным художественным приемом поэтического мира И. Се­верянина стала ирония, которая ведет к театрализации современ­ных форм жизни, к созданию масок, а не отображению реальности, к утверждению утопии. Поэт пишет: «Я царь страны несуществую­щей». Мир, открывающийся читателю на страницах северянинской поэзии, реально не существует, он есть лишь в сознании поэта:

Не терпим мы дешевых копий,

Их примелькавшихся тонов,

И потрясающих утопий

Мы ждем, как розовых слонов…

(«Пролог»)

Скрывая за маской иронии свое истинное лицо, поэт пребывает в некоем «фиолетовом трансе» и создает собственный мир, собственную реальность. Лирический герой Северянина наслаждается общением с природой, с крестьянской простой жизнью, где все естественно и гармонично, он тяжело переживает наступление цивилизации и псевдокультуры. Позиция поэта выражена в строках:

Скорей бы — в бричке по ухабам!

Скорей бы — в юные луга!

Смотреть в лицо румяным бабам!

Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!

Расти, трава! Цвети сирень!

Виновных нет: все люди правы В такой благословенный день!

(«Весенний день»)

В 1913 году И. Северянин издает второй поэтический сборник «Громкокипящий кубок», с выходом которого отношение к поэту становится более определенным, современники отмечают его та­лант. Например, В Брюсов, указывая и на «отсутствие знаний», и на «мучительную пошлость», и на «неумение мыслить», писал в своей статье: «…это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заста­вить видеть то, что он рисует. Это — и истинный поэт, глубоко пе­реживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подме­чающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха и кото­рый сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент…». Основные темы сборника: любовь, подчиненная определенной игре, нарушение естественных гармоничных отношений в природе из-за наступления цивилизации, поиск идеала в искусстве и литературе, мечта о слиянии с природой. Для поэтики сборника характерно лексическое и стилистическое разнообразие: поэт использует тра­диционные слова в необычных сочетаниях, создает, используя ос­новные принципы словообразования, неологизмы:

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,

На улицу специи кухонь, огомнив эксцесс в вирелэ!

(«Мороженое из сирени»)

Появляются и другие поэтические сборники И. Северянина: «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском»(1915), «Поэзоантракт» (1915), «Тост безответный» (1916), тематика которых в основном про­должает темы, заявленные поэтом в первых сборниках. Стихотворе­ния И. Северянина имеют огромный успех, их постоянно переиздают. В стихотворении «Увертюра» (1915) поэт мечтает превратить «траге­дию жизни… в грезофарс». Художественный образ «ананасы в шам­панском» олицетворяет мираж современной жизни, «пульс вечеров»:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском!

Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

(«Увертюра»)

Созданные поэтом неологизмы («ветропросвист», «крылолет») символизируют сущность цивилизованной жизни, увлечение все­общей механизацией. Весной 1918 года на вечере в Политехниче­ском музее И. Северянин был избран «Королем поэтов». Его экспе­риментаторство, игра словами и сложной рифмой, своеобразная звукопись не оставили равнодушными читателя:

Я выполнил свою задачу,

Литературу покорив.

Бросаю сильным на удачу Завоевателя порыв.

Но, даровав толпе холопов Значенье собственного «я»,

От пыли отряхаю обувь,

И вновь в простор — стезя моя.

(«Эпилог»)

Через неделю после своего триумфального выступления в Поли­техническом музеи И. Северянин уезжает из России в маленькую приморскую деревушку в Эстонии, провозглашая себя человеком «вне политики». Постепенно стихи поэта все реже печатаются в России, его имя предается забвению. В последние годы жизни И. Северянин жи­вет в основном в Таллинне, мечтая о возвращении на родину. В этот период опубликована его книга «Классические розы» (1931), в кото­рой поэт проповедует своеобразный поэтический классицизм, исче­зает беззаботная ирония, на смену ей приходит горькая усмешка, гневная сатира. Поэт умирает в Таллинне в конце 1941 года, ощу­щая себя изгнанником, чувствуя свою ненужность России.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.