Велимир Хлебников один из участников литературной группы кубофутуристов

Велимир Хлебников (1885-1922) (псевдоним Виктора Влади­мировича Хлебникова) — один из участников литературной группы кубофутуристов, или будетлян. Именно в среде молодых художников и поэтов (братья Бурдюки, В. Каменский, А. Крученых, искусствовед М. Матюшкин, художница Е. Гуро, позже В. Маяковский) обретает поддержку уникальный талант В. Хлебникова, пытающегося обрести новые смыслы в новых, самим созданных художником словах. Жиз­ненный путь многих поэтов «серебряного века» сопровождают леген­ды, которые помогают лучше понять художественный мир мастера. Легендарно имя-псевдоним Хлебникова — Велимир, указывающее на что-то всеобъемлющее, вездесущее, всемирное. Легенда о Вели- мире Хлебникове — история человека, скитающегося по жизни в бу­квальном и поэтическом смысле. До сих пор литературоведы решают вопрос: кто же такой Хлебников, каков его поэтический мир — ро­мантичный или реалистичный, утопичный или исторический. Поэт был готов найти связь с любой частью природы, Вселенной:

Мне много ль надо? Коврига хлеба И капля молока Да это небо,

Да эти облака!

(«Каменная баба»)

Родился В. Хлебников в семье ученого-натуралиста. Детство и от­рочество будущего поэта прошло в калмыцких степях Астраханской губернии. Впоследствии академические знания не привлекли Хлеб­никова, несмотря на то, что он пробовал учиться на разных факульте­тах: сначала физико-математический, затем естественное отделение Казанского университета. В 1908 году переходит с факультета естест­венных наук на историко-филологический Петербургского универси­тета. В. Хлебников предпочитает живое общение с известными писа­телями и поэтами: А. Толстым, С. Городецким, Н. Гумилевым, М. Кузьминым и др. Присматриваясь к современной литературе, поэт ищет собственный нетрадиционный путь в искусстве. Литературный дебют В. Хлебникова состоялся в 1908 году в еженедельнике «Весна». В отличие от символистов (Ф. Сологуб, К. Бальмонт), которые славили потусторонний мир и по-особому относились к смерти, тьме, ночи, Хлебников воспевает земную жизнь, естественные существа; стремит­ся увидеть «величие в малом», вникает во всевозможные микроэле­менты, рассматривает их как бы под микроскопом:

Крылышкуя золото письмом Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер «Пинь, пинь, пинь!» тарарахнул зинзивер. О, лебедиво!

О, озари!

(«Кузнечик»)

В данном стихотворении поэтом используется эффект «двойного значения»: объяснение значение слова с разных позиций. Чтобы понять созданный поэтом художественный мир, необходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска своего словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообразовании, звукопи­си. Например, звукоподражание «пинь, пинь, пинь» сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер — маленькая, живущая у воды птичка, которую на­зывают кузнечеком. Многим современникам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем, «алхимиком слова», не пытаясь понять сложный поэтический мир поэта. Это огорчало ху­дожника, и он иногда обижался на людей:

Я ведь такой же, сорвался я с облака.

Много мне зла причинила За то, что не этот,

Всегда нелюдим,

Всегда нелюбим…

(«Детуся! Если устали глаза быть широкими…»)

Союз с кубофутуристами длится недолго (4 года), в этот период их взгляды на будущее преобразование мира и поэтического языка во многом совпадают. Постепенно в творчестве Хлебникова намеча­ется интерес к народной поэтике, к языческой мифологии:

Весны пословицы и скороговорки По книгам зимним проползли.

Глазами синими увидел зоркий Записки стыдесной земли.

Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополиных тенет В эти дни золотая мать-мачеха Золотой черепашкой ползет.

(1919)

Поэт стремится к воссозданию языческого, праславянского духа. В данном стихотворении используемые метафоры и эпитеты позво­ляют поэту славить весну — пору языческих таинств и сердечной окрыленности. К фольклорно-языческим произведениям В. Хлеб­никова относятся также пьесы «Девий бог» (1909), «Снежимочка» (1908), поэмы «Лесная дева» (1911), «И и Э» (1911-1912), «Вила и леший» (1912), стихотворение «Пламена» (1912), рассказ «Око» (1912) и др. Везде поэт занимается словотворчеством, иронично на­зывая себя «слова божком», воспринимая слово как саму действи­тельность. В статье «Свояси» (1919) В. Хлебников писал: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех сла­вянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова — вот мое первое отношение к слову. Это самовитое слово вне быта и жизненных польз. Увидя, что корни лишь призрак <и>, за которым стоят струны азбуки, — вот мое второе отношение к слову. Путь к мировому заумному языку». Хрестоматийный пример хлебников­ской звукописной зауми:

Боэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик…

(1908-1909)

В левом ряду расположены «заумные» слова, а в правом дается их традиционное значение.

Быстрые перемены, связанные с революцией, гражданской войной, вызывают опасения поэта. Попав рядовым в запасной полк в 1916 го­ду, В. Хлебников с трудом выживает в тяжелой казарменной обста­новке. В поэме «Ладомир» (1920) поэт дает собственный социально­эстетический идеал: картину единого человечества в единстве с при­родой: «Язык любви над миром носится». В стихотворениях В. Хлеб­никова послереволюционного периода появляется сатирический план:

Вы, поставившие ваше брюхо на пару толстых свай, Вышедшие, шатаясь, из столовой советской,

Знаете ли вы, что целый великий край,

Может быть, скоро станет мертвецкой?

(«Трубите, кричите, несите!»)

Последние годы жизни В. Хлебников прожил в тяжелой нужде, го­лодая, тяжело болея. Поэт умер в 1922 году в Новгородской губернии.

Новокрестьянские поэты — особая группа, сложившаяся в 1913-1916 гг., в которую вошло новое поколение поэтов, объединен­ных осознанием своей сопричастности крестьянской России. В 1915 г. образовали литературную группу «Краса», вскоре ставшую общест­вом «Страда», куда входили Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др. Главная тема этих поэтов — крестьянская Россия. Связь с народной культурой повлияла на их поэтический язык и метафорическую систему образов. Появление крестьянских поэтов вызвало большой интерес в литературной среде благодаря особой национальной самобытности выходцев из российской глубинки.

Именно они впервые заговорили о надвигающейся экологической катастрофе, а в революционных преобразованиях увидели гибель крестьянской Руси.

Из группы «новокрестьянских поэтов» вышел крупнейший рус­ский национальный поэт XX в. С. Есенин, а наиболее характерным ее представителем стал Н. Клюев.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.