Информатика. Случайность и неопределенность. Определение — что такое комбинаторика

Случайность и неопределенность

Комбинаторика — это раздел математики, изучаю­щий сочетания, перестановки, размещения и перечис­ления элементов множества.

Что такое неопределенность?

Неопределенность — это недостаток или отсутст­вие информации о чем-либо.

Случайность — это категория для обозначения свя­зей между такими явлениями реального мира, кото­рые в одних условиях могут осуществиться, а в дру­гих — нет. Случайность события заключается в том, что реализация того или иного исхода имеет некото­рую степень неопределенности.

Случайность проявляется практически во всех об­ластях деятельности человека.

Событие — это явление, произошедшее в результа­те действий. События обычно обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С и т. д.

Случайное событие — это событие, которое может как произойти, так и не произойти.

Суммой событий Ай В называется событие С, кото­рое состоит в появлении события А или события В или обоих событий сразу:

С = А + В.

Произведением событий А и В называется событие С, которое состоит в совместном появлении событий А и В (их совмещении):

С = А — В.

Вероятность события — это мера объективной воз­можности появления события.

Событие А называется независимым от события В, если вероятность события А не зависит от того, насту­пило событие В или нет. Иначе событие А называется зависимым от события В.

Несовместными называются события, которые не могут наступить одновременно: наступление одного исключает появление другого.

Псевдослучайность — это категория, которой в ин­форматике обозначается имитация случайных явле­ний.

Псевдослучайные числа — это числа, которые ис­пользуются в программировании для имитации слу­чайных чисел.

Генератор псевдослучайных чисел — это алгоритм, создающий последовательность чисел, элементы кото­рой почти независимы друг от друга и подчиняются определённому распределению.

Генератор псевдослучайных последовательно­стей — это алгоритм построения последовательности псевдослучайных чисел, обусловленной неким внеш­ним источником случайных значений (например, по­мехами). Зная i-e число в последовательности, по фор­мулам можно определить её (г + 1)-й элемент.

Алгоритмы генерации псевдослучайных последовательностей периодичны.

Примеры. 1. Определить вероятность появления грани игрального кубика с числом 6.

Решение.

В этом случае количество общих исходов равно 6, поскольку в игральном кубике 6 граней. Однако благоприятный исход только один, так как у кубика только одна грань с цифрой 6, поэтому

Пример 2. Сгенерировать список чисел от 1 до N, рас­положенный в случайном порядке.

Решение.

1-й способ

Присваиваем элементам списка нулевые значения.

Помещаем элемент в последовательность.

Если позиция элемента содержит «О», можно помещать элемент.

Если позиция не «О», то генерируется случайный номер для элемента.

2-й способ

Присваиваем элементам списка нулевые значения.

Помещаем элемент в последовательность.

Если позиция элемента содержит «0», можно помещать элемент.

Если позиция не «0», то проверяем все последующие, пока не найдём «0».

3-й способ

Присваиваем элементам списка нулевые значения.

Помещаем элемент в последовательность.

Если позиция элемента содержит «0», можно помещать элемент.

Если позиция не «0», то генерируется случайный номер для элемента. Сгенерированное случайное число указывает, сколько пустых ячеек следует пропустить, прежде чем заносить в список новое число.

Генератор псевдослучайных последовательностей используется при написании криптографических алгоритмов и алгоритмов шифрования.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.