Реформация и контрреформация
Реформация — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII в., направленное на реформирование католического христианства. Общая линия политической эволюции стран Европы — укрепление центральной власти.
Предпосылки. Кризис феодального строя (церковь была крупнейшим феодалом). Появление новой идеологии для формирующейся буржуазии (гуманизм).
Причины. Необходимость преодоления феодальной раздробленности, экономический кризис после появления огромного количества золота из Америки, недовольство верующих католической церковью из-за церковных поборов, предпринимательской деятельности церковников и нарушения ими обетов (клятв), правил жизни и деятельности церкви.
Основные направления. Бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин); народное (Т. Мюнцер); королевско-княжеское.
Основные события. Начало реформационного движения связано с выступлением Мартина Лютера (1483-1546) в 1517 г. в немецком городе Виттенберге. Лютер утверждал, что человек достигает «спасения души» не через церковь и её обряды, а с помощью «веры», которую дарует непосредственно Бог. Тем самым отбрасывались претензии духовенства на господствующее положение в мире.
Выразителем народного направления Реформации в Германии стал Томас Мюнцер (1489-1525). Главной её целью он видел не реформу церкви, а перестройку жизни по христианским законам. Общественное движение достигло своей вершины в Крестьянской войне 1524-1525 гг., которая была жестоко подавлена. Томас Мюнцер погиб. На сторону Реформации перешли некоторые немецкие князья, заинтересованные в изъятии церковных владений. В 1529 г. католическое большинство в рейхстаге стало требовать прекратить изъятие церковных земель. Сторонники Лютера выразили протест — поэтому их и начали называть протестантами. Реформация распространилась и на другие страны, достигнув особого развития в Швейцарии, где её вождем стал Жан Кальвин (1509-1564), учивший, что богатство духовное выше богатства земного. В отличие от других стран Реформация в Англии началась «сверху», по воле монарха Генриха VIII (1509-1547), который таким образом пытался укрепить свою абсолютную власть, и завершилась при Елизавете I (1558-1603). Церковь во главе с королём стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, а духовенство стало частью государственного аппарата. Приверженцев протестантизма (кальвинизма) во Франции называли гугенотами. Здесь между ними и католиками произошло три религиозных войны. Во время одной из них была предпринята попытка убить всех лидеров гугенотской партии — резня в Варфоломеевскую ночь (август 1572 г.). В 1589 г. лидер гугенотов Генрих Наваррский стал французским королём Генрихом IV (1553-1610), но до 1593 г. его не признают монархом, поскольку он протестант. Чтобы обрести наконец власть и восстановить в стране мир, Генрих IV перешёл в католичество и издал эдикт (указ) о веротерпимости — Нантский эдикт 1598 г., положивший конец религиозным войнам. Гугенотам предоставлялось право совершать богослужения, хотя и с некоторыми территориальными ограничениями, и полноправное участие в общественной жизни. В XVI в. под знаменем кальвинизма в Нидерландах шла освободительная борьба против испанского владычества, опорой которого была католическая церковь. После длительного периода революций и войн (с 1567 г.) в 1579 г. в Аррасе дворяне- католики южных провинций Нидерландов заключили между собой союз, одним из условий которого было признание испанского короля Филиппа II законным правителем страны. В ответ на это представители северных провинций заключили в том же году свой союз — Утрехтскую унию. Эти союзы фактически разделили страну на две части — южную католическую и северную протестантскую, которая получила название Республика Соединённых Провинций.
Процесс противодействия Реформации получил название Контрреформация. Её задачами были борьба с протестантами и укрепление влияния католической церкви. Это проявилось в деятельности Ордена иезуитов (с 1540 г.). Лозунг иезуитов: «Цель оправдывает средства», т.е. для победы католицизма можно не останавливаться перед любым грехом.
Следствия. Западная христианская церковь утратила своё единство. Реформаты (приверженцы протестантских церквей) составили большинство населения в Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике, Шотландии, Нидерландах и нескольких кантонах (районах) Швейцарии. В Англии утвердилась англиканская церковь. Появилось множество национальных церквей, которые, хотя и находились в большинстве своём в зависимости от светских правителей, способствовали росту национального сознания. Провозглашение духовного равенства способствовало развитию равенства политического. В странах, где большинство составляли реформаты, верующим предоставлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством. В экономическом плане Реформация содействовала замене старых феодальных экономических отношений на новые — капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих богослужений способствовало накоплению денег, которые вкладывались в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные.