История. Реформация и контрреформация

Реформация и контрреформация

Реформация — массовое ре­лигиозное и общественно-поли­тическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII в., направленное на реформирование католического христианства. Общая линия политической эволюции стран Европы — укрепление центральной власти.

Предпосылки. Кризис феодального строя (церковь была крупнейшим феодалом). Появление новой иде­ологии для формирующейся буржуазии (гуманизм).

Причины. Необходимость преодоления феодальной раздробленности, экономический кризис после появ­ления огромного количества золота из Америки, недо­вольство верующих католической церковью из-за цер­ковных поборов, предпринимательской деятельности церковников и нарушения ими обетов (клятв), правил жизни и деятельности церкви.

Основные направления. Бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин); народное (Т. Мюнцер); королевско-кня­жеское.

Основные события. Начало реформационного дви­жения связано с выступлением Мартина Лютера (1483-1546) в 1517 г. в немецком городе Виттенберге. Лютер утверждал, что человек достигает «спасения души» не через церковь и её обряды, а с помощью «веры», которую дарует непосредственно Бог. Тем са­мым отбрасывались претензии духовенства на господ­ствующее положение в мире.

Выразителем народного направления Реформации в Германии стал Томас Мюнцер (1489-1525). Главной её целью он видел не реформу церкви, а перестрой­ку жизни по христианским законам. Общественное движение достигло своей вершины в Крестьянской войне 1524-1525 гг., которая была жестоко подав­лена. Томас Мюнцер погиб. На сторону Реформации перешли некоторые немецкие князья, заинтересован­ные в изъятии церковных владений. В 1529 г. като­лическое большинство в рейхстаге стало требовать прекратить изъятие церковных земель. Сторонники Лютера выразили протест — поэтому их и начали называть протестантами. Реформация распростра­нилась и на другие страны, достигнув особого разви­тия в Швейцарии, где её вождем стал Жан Кальвин (1509-1564), учивший, что богатство духовное выше богатства земного. В отличие от других стран Реформация в Англии началась «сверху», по воле мо­нарха Генриха VIII (1509-1547), который таким обра­зом пытался укрепить свою абсолютную власть, и за­вершилась при Елизавете I (1558-1603). Церковь во главе с королём стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, а духовенство стало ча­стью государственного аппарата. Приверженцев про­тестантизма (кальвинизма) во Франции называли гуге­нотами. Здесь между ними и католиками произошло три религиозных войны. Во время одной из них была предпринята попытка убить всех лидеров гугенотской партии — резня в Варфоломеевскую ночь (август 1572 г.). В 1589 г. лидер гугенотов Генрих Наваррский стал французским королём Генрихом IV (1553-1610), но до 1593 г. его не признают монархом, поскольку он протестант. Чтобы обрести наконец власть и восстано­вить в стране мир, Генрих IV перешёл в католичество и издал эдикт (указ) о веротерпимости — Нантский эдикт 1598 г., положивший конец религиозным вой­нам. Гугенотам предоставлялось право совершать бо­гослужения, хотя и с некоторыми территориальными ограничениями, и полноправное участие в общест­венной жизни. В XVI в. под знаменем кальвинизма в Нидерландах шла освободительная борьба против испанского владычества, опорой которого была като­лическая церковь. После длительного периода рево­люций и войн (с 1567 г.) в 1579 г. в Аррасе дворяне- католики южных провинций Нидерландов заключили между собой союз, одним из условий которого было признание испанского короля Филиппа II законным правителем страны. В ответ на это представители северных провинций заключили в том же году свой союз — Утрехтскую унию. Эти союзы фактически раз­делили страну на две части — южную католическую и северную протестантскую, которая получила назва­ние Республика Соединённых Провинций.

Процесс противодействия Реформации получил на­звание Контрреформация. Её задачами были борьба с протестантами и укрепление влияния католической церкви. Это проявилось в деятельности Ордена иезу­итов (с 1540 г.). Лозунг иезуитов: «Цель оправдыва­ет средства», т.е. для победы католицизма можно не останавливаться перед любым грехом.

Следствия. Западная христианская церковь утра­тила своё единство. Реформаты (приверженцы про­тестантских церквей) составили большинство насе­ления в Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике, Шотландии, Нидерландах и нескольких кантонах (районах) Швейцарии. В Англии утверди­лась англиканская церковь. Появилось множество национальных церквей, которые, хотя и находились в большинстве своём в зависимости от светских прави­телей, способствовали росту национального сознания. Провозглашение духовного равенства способствова­ло развитию равенства политического. В странах, где большинство составляли реформаты, верующим предоставлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государст­вом. В экономическом плане Реформация содейство­вала замене старых феодальных экономических отно­шений на новые — капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих богослужений способствовало на­коплению денег, которые вкладывались в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католи­ческие и православные.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.