Итог жизненного и творческого пути. Таким итогом становится поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», над которой автор трудился около 20 лет. Глобальность вопроса потребовала от поэта масштабности произведения, определившей жанровое своеобразие — поэма-эпопея. В ней Н. А. Некрасов, опираясь на фольклорную основу, попытался отразить глазами разных представителей народа все важнейшие события пореформенной России.
Герои поэмы и их представление о счастье. Найти ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы, пытаются 7 мужичков из деревень с «говорящими» названиями: «Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка…» Спор, возникший между героями («Роман сказал: помещику, // Демьян сказал: чиновнику, // Лука сказал: попу».), заставляет их отправиться в дорогу. Мотив дороги становится сквозным и расширяет пространство поэмы, позволяя автору показать всю Русь.
Первоначальное представление мужичков о счастье как о «покое, богатстве, чести» подвергается пересмотру. Встреченный ими священник развеивает миф о собственном благополучии:
Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы,
Кормилицы,поилицы,
Рабыни, богомолицы И труженицы вечные,
Господь, прибавь им сил!
С таких трудов копейками Живиться тяжело!
Душевная щедрость, широта и доброта народа в «Сельской ярмонке» фокусирует внимание мужичков на крестьянской душе. «Пьяная ночь» представляет «счастливца» — Якима Нагого, который становится символом духовности: этот мужичок из горящей избы вынес картиночки, а жена его спасала иконы, все же материальные ценности, что нажили, сгорели. К «счастливым» относит народная молва Ер- милу Гирина («В остроге он сидит…»), Матрену Тимофеевну Корчагину («Не дело — между бабами // Счастливую искать!..»), Савелия — «богатыря святорусского» («Счастливец тоже был…»). Но судьба каждого из них тяжела. Счастье их имеет нравственное содержание: «почет… не купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой», «лад в семье», свобода, за которую не страшно и на каторгу пойти.
Не многим лучше оказывается в новом времени и житье помещика: усадьбы переводятся, сады вырубаются, кругом царит запустенье:
Поля — недоработаны,
Посевы — недосеяны,
Порядку нет следа!
О матушка! О родина!
Болезненный слом эпохи прошелся и по дворянскому сословию:
Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Счастливый в поэме. Но кому же на Руси «живется весело» и «вольготно»? Путь народного заступника, по мысли автора, есть путь к счастью. Некрасов выступает на стороне бунтарей во имя справедливости и свободы. Воплощением
этой авторской идеи становится образ Гриши Добросклонова. Сын крестьянки, знающий все тяготы жизни простых людей, выступает за счастье народное:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода Прежде всего!
Песенка Гриши «Русь» о «сердце народном», сохранившем свою свободу даже в рабстве, о силе, спокойной совести, о правде становится «воплощением счастия народного».
Глава «Пир на весь мир», в которой странники и встречают Гришу Добросклонова, демонстрирует постепенно просыпающееся самосознание крестьян (от главки «Горькое время — горькие песни» к главке «Доброе время — добрые песни»). Именно после пира Гриша слагает песню, в которой звучат слова «вольного сына»:
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином…
В финале поэмы авторское представление о счастье соединяется выбором сынов Руси, «отмеченных печатью дара божьего». Выбор «тесной, честной» дороги, по которой идут заступники «за обойденного, за угнетенного», по мнению Н. А. Некрасова, и есть путь к счастью