Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Величайший памятник русской народной жизни XIX в. — поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение четырнадцати лет (1863-1876 гг.) и, к сожалению, так и осталась незавершенной. Смерть помешала поэту закончить ее. В своей поэме Не­красов воссоздает подлинную картину жизни пореформенной России. Ос­новной интерес поэта — положение русского крестьянина. Поэму «Кому на Руси жить хорошо» называют эпосом народной жизни. Однако, несмотря на присущие этому произведению эпические черты — многоплановость сюжета и композиции, большое количество действующих лиц, обилие массо­вых сцен, широкие пространственные границы и традиционная для эпо­пей форма путешествия — поэма имеет единый смысловой центр. Это — представление о счастье. Понятие счастья включает в себя и социальное, и политическое, и нравственное содержание. Интересно отметить, что Некра-

сов не вкладывает в это понятие никакого религиозного смысла. Для поэта счастье — вполне конкретная земная категория, и основа этого счастья — не небесная, но земная, человеческая справедливость, свобода, равенство всех людей.

Семь мужиков, семь временнообязанных не от хорошей жизни отправ­ляются счастье искать. Названия деревень, где проживают или, скорее, бедст­вуют некрасовские герои, говорят сами за себя: Заплатово, Дырявино, Не­елово, Неурожайка… Для семерых мужиков кажется немыслимым, что где-то могут быть Непоротая губерния, Непотрошеная волость, Избытково село. Семь странников-правдоискателей надеются найти счастливого свя­щенника, помещика, чиновника, «купчину толстопузого», министра, но никак не простого мужика. Да и то правда: крестьяне, которых встречают они на своем пути, — все нищие, голодные, изможденные от непосильной работы. Трудно приходится им в жизни, и, к сожалению, они ищут утешение в вине:

Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

И все же несмотря на чудовищную несправедливость, полное беспра­вие, жестокое обращение помещиков, безысходность и невозможность что- либо изменить, сердце русского крестьянина не очерствело, оно способно на многое откликнуться, многое понять, почувствовать и прочувствовать. Примером тому служат образы народных заступников — Якима Нагого, Ермила Гирина, Матрены Тимофеевны, святорусского богатыря Савелия, революционного демократа Григория Добросклонова.

В процессе путешествия мужиков их понимание счастья постепенно выходит за рамки представления о материальном достатке. Странники ви­дят, что русский мужик вопреки тяжелой жизни умеет найти в своей жиз­ни то, что позволяет ему выстоять во имя чего стоит жить. Некрасов убе­дительно показывает, как внутреннее нетленное богатство русской души заменяет богатство внешнее. «Счастье мужицкое» — «дырявое с заплата­ми, горбатое с мозолями» — это не иллюзия, а действительное счастье! Крестьянин счастлив уже тем, что «дают ржаного хлебушка», что он ловко завалил на охоте медведя, что брат вернулся с чужбины живым и невре­димым… Не случайно поэт восклицает:

В рабстве спасенное Сердце свободное- Золото, золото Сердце народное!

Понятие счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» неразрывно связано с понятием совести. По народным представлениям счастливым может быть только тот, кому нечего стыдиться перед людьми, кто смело смотрит в глаза своему ближнему, у кого в груди бьется «сердце свободное»,

кто отдает все свои силы, все свои способности, свою жизнь борьбе за счаст­ливую жизнь родного народа. Вот почему так счастлив Гриша Добросклонов, несмотря на то, что

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Григорий Добросклонов счастлив потому, что «пел он воплощение сча­стия народного». Он — истинный счастливец во всей поэме. Некрасов всячески подчеркивает, что на поставленный его поэмой вопрос: кому на Ру­си жить хорошо? — следует ответить: Добросклонову, революционному борцу за народное счастье.

Таким образом, говоря о том, что

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею —

Николай Алексеевич Некрасов показывает, как понимают счастье ге­рои его поэмы, раскрывает народные представления о счастье. Счастье от­дельной личности — только в служении народу. Таковы последние строки последней поэмы Некрасова.

Рецензия

Тема сочинения носит проблемный характер и требует внимательного прочтения текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. Содержание сочинения показывает, что автор сочинения справился с по­ставленной задачей и убедительно доказал, что свое счастье русский кре­стьянин видел отнюдь не в материальном достатке, а в тех духовно-нравственных ценностях, которые нетленны и которые составляют основу жизни русского народа. Композиция сочинения логична, язык точен.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.