Какое произведение М. Шолохова явилось подступом к роману-эпопее «Тихий Дон»?
Тему революции и гражданской войны в казаческой среде М. Шолохов начал разрабатывать в «Донских рассказах», которые он писал с 1923 по 1925 годы. Уже здесь писатель показал накал классовой борьбы на Дону, трагедию разделенных идеологией родных людей, жестокость времени.
Как вы объясняете название романа М. Шолохова «Тихий Дон»?
Название «Тихий Дон» — постоянно употребляемая в донском народно-поэтическом творчестве идиома. Кроме того, в названии есть и некая скорбная ирония: может ли в бурях времени Дон (и река, и донской народ — казачество) оставаться тихим? Роман создавался в свете фольклорной песни о Тихом Доне, осиротевшем без ясных соколов — казаков.
Как изображает М. Шолохов довоенный быт казаков в романе «Тихий Дон»?
М. Шолохов не идеализирует жизнь казачества. Он показывает жизнь в хуторе Татарском, наполненную трудом, хозяйственными заботами. Казак привязан к своему коню, собственности, дому. Не все казаки зажиточны, но большинство все же жили лучше, чем крестьяне. Писатель подробно рисует своеобразные нравы и обычаи казаков, закрепленные вековой традицией. Он показывает молодецкие игрища, скачки, рыбалку, свадьбу, праздники — все, что формирует своеобразный кодекс чести казака и станичную мораль. М. Шолохов объективно изображает грубые черты патриархального уклада, но поэтически воссоздает то прекрасное, что таится в народной жизни.
Какие черты позволяют считать роман М. Шолохова «Тихий Дон» эпопеей?
В романе М. Шолохова «Тихий Дон» отражены исторически важные для народа и страны в целом события: Первая мировая война, гражданская война со всеми ее особенностями на Дону — восстанием казаков, участием в корниловском мятеже, разгромом контрреволюции и т. д. В романе много сюжетных линий и действующих лиц, включающих представителей разных слоев населения, разных политических и идеологических взглядов. Каждый человек оказывается ввергнутым в Историю и связанным с миром Природы (народный календарь не исторический, а циклический, определяемый временами года, престольными праздниками, циклом сельскохозяйственных работ).
Как решается «мысль семейная» в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»?
«Мысль семейная», важная для эпопеи Л. Толстого, не менее важна и для М. Шолохова. В патриархальном быте казаков семья была основой устойчивости, нерушимости традиций, благосостояния, морали. В дни, когда рушился привычный быт, мир был в состоянии катастрофы, дом, семья приобретали особое значение. Поэтому в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» идея семьи прослеживается на нескольких семьях: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Листницких. Разрушение семьи — это трагедия народа, разрушение основ его бытия. Поэтому так до последнего бьется за родное гнездо, тащит в него все что можно Пантелей Прокофьевич Мелехов, пытается сохранить семью Ильинична, многое терпит и прощает мужу Наталья. Но в поединке с историей гибнет на чужбине старый Мелехов, отказывается от материнства и погибает Наталья, умирает Аксинья, разрушившая семью Григория и так и не создавшая свою, погибает Листницкий, не выдержав измены жены. Разрушение семьи знаменует катастрофу мира.
Почему Григорий Мелехов является типичным представителем казачества?
Григорий Мелехов воспитан в духе казачьих обычаев и представлений о чести, достоинстве. Он труженик, красиво, с удовольствием делающий обычные крестьянские дела, — косит, метает стоги, то есть крестьянин, любящий деревенский труд, свой дом, родовое гнездо. Его труд направлен на созидание. Но, с другой стороны, как человек служилый, обязанный нести воинскую службу, он лихо скачет на коне, рубит шашкой, метко стреляет, то есть мастерски разрушает Дом, несет смерть. Именно такая двойственность была типична для казаков и определяла их противоречивость.
Сопоставьте образы Натальи и Аксиньи в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».
Наталья — цельная в своем отстаивании семьи и Дома натура. Она воспитана в семейно-патриархальных традициях и в них видит залог устойчивости мира. Наталья любит Григория верно и терпеливо, многое прощает ему. Она искренна в своем стремлении отстоять семью и увести мужа от разлучницы Аксиньи. Это нравственно чистый человек, любящий детей. Ей нелегко решиться на грех убийства еще не рожденной жизни, но это она совершает, отчаявшись вернуть мужа. Ее чистая верность и достоинство оказались растоптаны. Аксинья — женщина страстная, самозабвенная в любви, увлекающаяся. Но она не способна перенести свою любовь на детей, на семью. Она, в отличие от Натальи, вне дома, вне обычаев. Если у Натальи «чистая внутренняя красота», то у Аксиньи — порочная, вызывающая, чувственная. Она преступает традиции и устои казачьего быта, стремится к свободе, воле. В ней в противоречивом единстве сошлось земное и идеальное.