Что предопределяет трагическое несовпадение Григория Мелехова с революцией (роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон»)?
Григорий Мелехов и по социальному положению, и по личностным качествам оказывается «на грани двух начал». Он говорит о себе: «От белых отбился, к красным не пристал. У белых я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак,— какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадроне поглядывали…» Его казачье происхождение во многом обусловило его несовпадение с революцией. Кроме того, Григорий не может быть вне борьбы по качествам своего характера. Но ни у белых, ни у красных он не находит той последней правды, за которую можно сражаться. Третий же путь — неучастие в исторических событиях — для него тоже неприемлем.
В чем состоит новаторство М. Шолохова в романе-эпопее «Тихий Дон»?
Впервые в истории русской литературы ищущим смысл жизни трагическим героем стал простой казак. Впервые опоэтизированы любовь и быт простых тружеников земли, показана их непростая внутренняя жизнь. Через трагедию героя показана трагедия целого народа.
Кто из героев романа М. Шолохова «Поднятая целина» является носителем идеи коллективизации?
Коллективизацию несут в массы и проводят коммунисты Гремячего Лога — Нагульнов, Разметнов, двадцатипятитысячник Давыдов.
Почему образ Щукаря является трагикомическим?
Дед Щукарь — крестьянский люмпен, не имеющий своей собственности. В сущности он трагическая фигура, так как ничего радостного и хорошего в его жизни нет. Но он постоянно попадает в какие-то комические обстоятельства, которые у читателя вызывают смех, хотя для самого Щукаря они, как правило, далеко не смешны (покупка коня у цыган, сцена с кашей и т. д.). Поэтому образ деда Щукаря — образ трагикомический.
Что позволяет относить роман М. Шолохова «Поднятая целина» к произведениям соцреализма?
В романе М. Шолохова «Поднятая целина» явно видна тенденция оправдания исторической необходимости коллективизации. Писатель показывает позитивные ее стороны и затушевывает ее трагизм, антигуманность. Соцреалистическая установка на оптимистический пафос приводила к искажению реального положения в деревне в период коллективизации.
Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судьба человека»?
В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше такой человек мог быть только отрицательным героем, не достойным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского национального характера.