Проследите за тем, как изменил Пушкин названия своих маленьких трагедий: «Чумный город» — «Пир во время чумы», «Скупой» — «Скупой рыцарь»; «Зависть» — «Моцарт и Сальери»; «Дон Жуан» — «Каменный гость». Как видим, окончательные названия подчеркивают конфликт. Попробуйте порассуждать на эту тему.
Изменение названий драматических произведений, объединенных в цикл «Маленькие трагедии», в окончательном варианте действительно более ярко высвечивают конфликт пьес и выражают отношение автора к данному конфликту и его участникам. Интересно название «Скупой рыцарь». У Мольера есть комедия «Скупой». Стало быть, называть так же трагедию, во-первых, Пушкину было нецелесообразно. Во-вторых, в названии «Скупой рыцарь» содержится некое нарочитое противоречие, конфликт между скупостью и рыцарством, что на первый взгляд кажется несовместимым, потому что рыцарь должен быть бескорыстным. Обозначается конфликт «человек-деньги». Слово «рыцарь» возводит скупость на уровень трагической страсти.
Смысл трагедии «Моцарт и Сальери» не ограничивается проблемой зависти. Вычленение какой-либо другой проблемы в заголовке, например гений и злодейство, также не смогло бы масштабно представить подлинный конфликт трагедии, который заключается в антитезе философских и жизненных установок Моцарта и Сальери. Сальери пытается противопоставить свою волю бытийным и нравственным законам жизни. Именно потому автор решил вынести в название трагедии имена композиторов одной эпохи и тем самым обозначить конфликт.
Изменение названия трагедии «Дон Жуан» на «Каменный гость» выводит на первый план тему возмездия за содеянные преступления, притом возмездие осуществляется, когда дон Гуан раскаялся и обретает новую жизнь. Тем самым кара, осуществляемая статуей Командора, усиливает трагичность сюжета пьесы.
Как и некоторые мои сверстники, я прочитал «Маленькие трагедии» еще в восьмом классе. Они заставили задуматься над моральными и философскими проблемами, которые всегда актуальны, о вечных духовных ценностях, человеческих пороках и добродетели.
По романтическим канонам поэт — «странный человек». Пушкин же пришел к утверждению, что поэт «просто человек». Какое из этих утверждений кажется вам верным? Согласитесь или поспорьте с поэтом.
Поэт — человек, которому ничто человеческое не чуждо. Однако он обладает особым талантом, особым видением жизни, интуицией, порой даром пророчества. Поэт склонен к вдохновению, которое способствует рождению прекрасных поэтических шедевров. «Странный человек» в романтическом понимании означает поэта, отрешенного от реальной действительности, пребывающего в своем творческом воображении либо в рыцарском прошлом, либо в мире мистики. Однако даже в романтический период своего творчества Пушкин всегда был прочно связан с реальностью и воспринимал жизнь с позиций «просто человека». Это его качество в сочетании с исключительной гениальностью и прозорливостью поэта-пророка помогло созданию его значительных в нравственно-философском и художественном отношении произведений лирического и лироэпического родов литературы, а также прекрасных образцов прозы и драматургии.
Как вы понимаете суждение: «…Пушкин обладал активным, одухотворяющим окружающую жизнь гением: он не подчинился окружающему, а преобразовал его»?
Прав ли исследователь, утверждая, что «если литература сохранила в обществе свой нравственный авторитет, а читатель XIX века смотрел на писателя как на свою совесть, то в этом — бесспорная историческая заслуга Пушкина»?
Суждение исследователя совершенно справедливо. Творчество Пушкина обозначило новый этап в развитии русского языка и русской литературы, с особой остротой проникало в сознание читателя, формировало его духовный мир, нравственные понятия. Одной из самых главных особенностей его произведений была огромная вера в человека, в исторический прогресс, оптимизм даже в самых трагических обстоятельствах жизни человека. Чего стоит фраза из его стихотворения «Печаль моя светла…», ставшая крылатым выражением. Ценности любви, дружбы, вечного, не прекращающегося движения жизни, естественной смены поколений ради сохранения самой жизни, значение совести для простого человека и властителя — во многом открыты нам (и читателям прошлого) пушкинскими творениями. Не зря в свое время, признавая неоспоримое влияние Пушкина на дальнейшее развитие литературы, говорилось о пушкинском направлении в литературе, отдельный этап в развитии русской поэзии был назван «пушкинской порой». В своей речи на открытии памятника Пушкину в 1880 году Ф. М. Достоевский говорил о нем как о русском национальном поэте, поэте-пророке, указавшем путь к подлинной гармонии, жизни по единому евангельскому закону, к братскому согласию всех племен и народов. Не случайно, что на открытие памятника съехались представители всех литературных течений и группировок: западники, славянофилы, почвенники, М. Н. Катков и его сторонники и т. д. В речи И. С. Тургенева звучала мысль, что любовь к А. С. Пушкину означает свободу, потому что в его поэзии заключена возвышающая человека нравственная сила. Пушкинское творчество настолько богато идеями и многогранно, что люди разных национальностей и убеждений черпали и черпают из него то, что им особенно близко и дорого, а это способно объединить их на гуманистической основе.