Как будто бы принятое решение (выполнить наказ любимой) вызывает в душе лирического героя стремление продлить расставание и оттянуть этот миг:
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Герой с тоской пристально следит за погибающим в огне «залогом любви», и постепенное исчезновение письма воскрешает в памяти «заветные черты» и превращает в пепел мечты о счастье, оставляя уныние и горечь потери. Неизменным остается чувство любви.
Какими словами переданы движения души поэта, какие интонации используются? Прокомментируйте, какова роль приема непосредственного обращения автора к горящему письму.
Движение души лирического героя поэт передает привычными для романтической поэзии словами и выражениями: душа моя не внемлет, утратя впечатление, заветные черты и т. п. Придают переживаниям возвышенный характер такие слова и выражения, как предать огню, приемлет, провиденье, а также инверсия (уж перстня верного утратя впечатленье). Интонационный рисунок строится на чередовании восклицаний и многозначных пауз, выраженных многоточиями. Роль непосредственного обращения героя к останкам письма сугубо символическая.
Понаблюдайте над особенностями звукописи в этом стихотворении. Какие звуковые сочетания наиболее часты, как они влияют на тональность стиха, передачу внутреннего состояния лирического героя, как воздействуют на восприятие стихотворения читателем?
Обращает на себя внимание с первой строки чередование слов с шипящими звуками (прощай, душа, свершилось) и различных сочетаний букв, включающих «л» (любовь, медлил, пепел), использованных в словах с ключевым смыслом. Таким образом, движение от одних печальных звуков, которые напоминают шуршание горящей бумаги, к другим, певучим и протяжным, — одновременно является душевным движением героя к расставанию с любовью, мечтой.
Почему в этом грустном, даже трагическом стихотворении вдруг появляется слово «отрада»? Можно ли найти в нем еще какие-либо проблески светлой печали?
Да. Это пушкинское настроение, афористично выраженное в стихотворении «На холмах Грузии»: «Печаль моя светла, печаль моя полна тобой, одной тобой…» Проблески светлой печали можно найти в словах «На легком пепле их (т. е. листов. — Авт.) заветные черты белеют…». Видение заветных черт, осязание легкости пепла — более или менее светлые моменты, остающиеся в памяти на всю жизнь и напоминающие лирическому герою о былых радостях и муках.