Пушкин, Сожженное письмо. Какими словами переданы движения души поэта?

Проследите, как меняются оттенки настрое­ний лирического героя в то время, как горит сжигае­мое письмо. Какое чувство остается при этом неиз­менным?
Как будто бы принятое решение (вы­полнить наказ любимой) вызывает в душе лирического героя стремление продлить расставание и оттянуть этот миг:

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Герой с тоской пристально следит за по­гибающим в огне «залогом любви», и по­степенное исчезновение письма воскреша­ет в памяти «заветные черты» и превра­щает в пепел мечты о счастье, оставляя уныние и горечь потери. Неизменным ос­тается чувство любви.

Какими словами переданы движения души поэта, какие интонации используются? Прокоммен­тируйте, какова роль приема непосредственного об­ращения автора к горящему письму.

Движение души лирического героя поэт передает привычными для романтической поэзии словами и выражениями: душа моя не внемлет, утратя впечатле­ние, заветные черты и т. п. Придают переживаниям возвышенный характер такие слова и выражения, как предать огню, приемлет, провиденье, а также инверсия (уж перстня верного утратя впечатленье). Интонационный ри­сунок строится на чередовании восклица­ний и многозначных пауз, выраженных многоточиями. Роль непосредственного обращения героя к останкам письма сугу­бо символическая.

Понаблюдайте над особенностями звукописи в этом стихотворении. Какие звуковые сочетания наиболее часты, как они влияют на тональность сти­ха, передачу внутреннего состояния лирического ге­роя, как воздействуют на восприятие стихотворения читателем?

Обращает на себя внимание с первой строки чередование слов с шипящими звуками (прощай, душа, свершилось) и различных сочетаний букв, включающих «л» (любовь, медлил, пепел), использо­ванных в словах с ключевым смыслом. Таким образом, движение от одних пе­чальных звуков, которые напоминают шуршание горящей бумаги, к другим, пе­вучим и протяжным, — одновременно яв­ляется душевным движением героя к рас­ставанию с любовью, мечтой.

Почему в этом грустном, даже трагическом стихотворении вдруг появляется слово «отрада»? Можно ли найти в нем еще какие-либо проблески светлой печали?

Да. Это пушкинское настроение, афо­ристично выраженное в стихотворении «На холмах Грузии»: «Печаль моя светла, печаль моя полна тобой, одной тобой…» Проблески светлой печали можно найти в словах «На легком пепле их (т. е. лис­тов. — Авт.) заветные черты белеют…». Видение заветных черт, осязание легкос­ти пепла — более или менее светлые мо­менты, остающиеся в памяти на всю жизнь и напоминающие лирическому ге­рою о былых радостях и муках.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.