Как вы понимаете текст комедии Ревизор
Тема комедии — жизнь провинциального русского города начала XIX века. Первым сообщил о ревизоре городничий, он получил письмо, в котором его знакомый сообщил о том, что в губернию, особенно в их уезд, направляется человек с тайными предписаниями о проверке. Все поверили этому сообщению, потому что за ними водятся грешки, внутренне чиновники опасались, потому что плохо исполняли свои обязанности. Внутренне они предполагали, что проверка может случиться. Приняли ожидаемое за действительное. Хлестаков, конечно же, мелкий чиновник и ничтожный человек, а его принимают за значительное лицо. Это происходит потому, что чиновники боялись, именно страх затмил их взоры. Даже Городничий, человек опытный в подобных делах, и тот обманывается. В беседах с чиновниками он предстает вруном. Он врет вдохновенно, при этом не задумывается о последствиях, он заврался, требует денег. Особенно смешно его общение с женой и дочкой городничего. Он заигрывает попеременно то с одной, то с другой. Одним словом, «легкость в мыслях» действительно необыкновенная.
Завязка комедии начинается словами городничего: «Я пригласил вас, господа…» Получено письмо с предупреждением. После этого начинает развиваться действие.
Развязка — немая сцена в конце. Это было проявлением новаторства Гоголя, до него в драматургии существовал иной тип развязок: зла наказано, добро торжествует. Хлестаков не хотел (не мог планировать при его глупости) обманывать чиновников. Но он попал в ситуацию обмана, даже сам не понимая, почему всё так происходит. Его требование денег — даже не наглость, а своеобразная душевная простота, которая позволяет ему думать, что эти подарки ему полагаются.
Комическое содержание пьесы основывается на том, что чиновники начинают верить Хлестакову. Это очень ярко видно в «сцене вранья». Почему так происходит? Этим изображением Гоголь подчеркивает, насколько «грешны» все чиновники, грешны в том смысле, что все они вопиюще нарушали свои должностные обязанности. В глубине души они очень боятся разоблачения.
Роль ремарок в драматическом произведении очень велика. Поскольку в пьесах отсутствует авторская речь, именно с помощью ремарок писатель констатирует свое видение происходящего и свое отношение к нему: он характеризует позы, манеру речи, поведение героев, их ощущения. Ремарки помогают актерам и режиссерам понять содержание пьесы.
Известие о прибытии настоящего ревизора. Этот эпизод можно истолковывать по-разному. Мы уже размышляли о том, что сам Гоголь предлагал аллегорическое толкование своего произведения.
Если воспринимать пьесу так, то можно предполагать, что новый чиновник — это совесть каждого персонажа. Хотя откуда у них совесть? Наличие её предполагать трудно, иначе они не вели бы такой образ жизни. Интереснее воспринимать пьесу как реалистическое произведение: приехал настоящий чиновник, теперь зло будет наказано.
Экспозиции в пьесе нет. Традиционной завязки тоже нет: ожидание ревизора, страх и боязнь разоблачения — вот что становится завязкой. Формально она выражена в получении городничим письма.
Кульминация — чтение письма Хлестакова, его разоблачение. Развязка тоже имеет новаторский характер — это знаменитая «немая сцена», которая позволяет автору заставить зрителя сфокусировать свое внимание на действии, вспомнить его и сделать выводы.
Реплика Николая I — очень известный комментарий пьесы, сделанный им после просмотра. Очевидно, император правильно понял и оценил содержание пьесы. В произведении мы наблюдаем обличение всей чиновно-бюрократической системы русской жизни. Общественный конфликт выражается в раскрытии внутренних противоречий, никчемности, несостоятельности общественных устройств. Каждый зритель мог увидеть себя в ком-то из героев. А положительных героев нет. Над собой смеяться не всегда легко. Это и могло «рассердить» публику, после чего автор и посчитал, что «все против него».
Ремарка — авторское пояснение, сопровождающее диалог или делаемое автором пояснение в тексте драматического произведения.
Городничий. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему. Ремарка в данной реплике комментирует состояние городничего. Монолог — развернутое высказывание действующего лица. Например, в действии первом монолог городничего: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то необыкновенные крысы…» Диалог — разговор двух или нескольких лиц. Например, в действии первом явление III диалог Бобчинс- кого и Добчинского.