План характеристики Мцыри.
- Детство Мцыри показывает читателю истоки его характера, истоки его драматической судьбы.
- Исповедь Мцыри глубоко раскрывает личность героя,
объясняет его поступки:
а) Мцыри мечтал о жизни, «полной тревог»;
б) свою жизнь в монастыре юноша расценивал как плен;
в) оказавшись на воле, Мцыри пережил восхищение от красоты мира, единения с ним;
г) встреча с грузинкой показала глубину чувств Мцыри, готовность к любви;
д) бой с барсом — кульминационная сцена поэмы — показывает безграничные возможности человека;
е) возвращение к стенам монастыря — безнадежность в поисках воли и свободы;
ж) дух найдет успокоение только на небесах — итог исканий Мцыри.
- Мцыри — герой, близкий самому Лермонтову и его лучшим современникам (Д.Е. Максимов).
Характеристика Мцыри. Мцыри — герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Истории трех дней странствий героя посвящено произведение.
В начале поэмы автор рассказывает историю детства Мцыри. Это очень важно для понимания его дальнейших поступков. Из описания видно, что пленный мальчик необычный, с богатыми задатками, которые развились из-за болезни.
Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. ]5ез жалоб он Томился, д;1же слабый стон Из детских губ не вылетал…
Сила духа — главное свойство, которое хочет подчеркнуть в герое автор.
Дальнейшее повествование построено в форме исповеди самого героя. Это необходимо автору для того, чтобы глубже раскрыть переживания Мцыри.
Вначале Мцыри рассказывает о своих мечтах:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
<…>
Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв…
Мечта, перешедшая в страсть, зовет Мцыри за стены монастыря. Естественно, что монашескую жизнь он воспринимает как плен. То, что для других монахов естественно, для Мцыри невозможно.
Сопоставляя Мцыри с другими монахами, поэт выделяет его как смелого бунтаря:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь на алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Монахи молились, а Мцыри убежал, его не пугает внешний мир, он привлекает его.
Оказавшись на воле, юноша был восхищен. Он ощутил единение с природой, пережил состояние счастья.
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…
Природу Мцыри называет «Божьим садом», он очень чуток, внимателен к малейшим изменениям в природе.
Важным эпизодом в поэме является встреча с-грузинской девушкой. Когда Мцыри пережил томление, тоску и печаль: он готов к любви, но она невозможна в его жизни. Так Лермонтов подчеркивает одиночество героя.
Кульминационным моментом является сцена боя с барсом. Человек, слабый телом, воспитанный в монастыре, победил дикого зверя.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он…
Это произошло только потому, что в человеке проснулся «могучий дух», которого не было в звере. Так Лермонтов утверждает безграничные возможности человека.
Так путешествовал герой три дня, но «тщетно спорил он с судьбой»: дорога вновь привела его к стенам монастыря. Слово «судьба» появляется в пээме не случайно, оно отражает позицию автора: человеку нег счастья и воли на земле, он их может обрести только на небесах:
Но что мне в этом? — пускай в раю,
В святом, заброшенном краю Мой дух навдет себе приют…
Мы видим, что Мцыри — романтический герой. Он одинок, живет в одном мире, но мечтает обрести другой, что оказывается невозможным.
Так в произведении отражена позиция Лермонтова, как отмечает литературовед Д Е. Максимов: «Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих ярких черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его эпохи — страдающим, непокорным, рвущимся к свободе».