План характеристики Мцыри. Лермонтов

План характеристики Мцыри.

  1. Детство Мцыри показывает читателю истоки его характе­ра, истоки его драматической судьбы.
  2. Исповедь Мцыри глубоко раскрывает личность героя,

объясняет его поступки:

а)  Мцыри мечтал о жизни, «полной тревог»;

б)  свою жизнь в монастыре юноша расценивал как плен;

в)  оказавшись на воле, Мцыри пережил восхищение от красоты мира, единения с ним;

г)  встреча с грузинкой показала глубину чувств Мцыри, готовность к любви;

д)   бой с барсом — кульминационная сцена поэмы — показывает безграничные возможности человека;

е)  возвращение к стенам монастыря — безнадежность в поисках воли и свободы;

ж) дух найдет успокоение только на небесах — итог исканий Мцыри.

  1. Мцыри — герой, близкий самому Лермонтову и его луч­шим современникам (Д.Е. Максимов).

Характеристика Мцыри. Мцыри — герой одноименной по­эмы М.Ю. Лермонтова. Истории трех дней странствий героя посвящено произведение.

В начале поэмы автор рассказывает историю детства Мцы­ри. Это очень важно для понимания его дальнейших поступ­ков. Из описания видно, что пленный мальчик необычный, с богатыми задатками, которые развились из-за болезни.

Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. ]5ез жалоб он Томился, д;1же слабый стон Из детских губ не вылетал…

Сила духа — главное свойство, которое хочет подчеркнуть в герое автор.

Дальнейшее повествование построено в форме исповеди са­мого героя. Это необходимо автору для того, чтобы глубже рас­крыть переживания Мцыри.

Вначале Мцыри рассказывает о своих мечтах:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть…

<…>

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв…

Мечта, перешедшая в страсть, зовет Мцыри за стены монас­тыря. Естественно, что монашескую жизнь он воспринимает как плен. То, что для других монахов естественно, для Мцыри невозможно.

Сопоставляя Мцыри с другими монахами, поэт выделяет его как смелого бунтаря:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь на алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Монахи молились, а Мцыри убежал, его не пугает внешний мир, он привлекает его.

Оказавшись на воле, юноша был восхищен. Он ощутил еди­нение с природой, пережил состояние счастья.

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Природу Мцыри называет «Божьим садом», он очень чуток, внимателен к малейшим изменениям в природе.

Важным эпизодом в поэме является встреча с-грузинской девушкой. Когда Мцыри пережил томление, тоску и печаль: он готов к любви, но она невозможна в его жизни. Так Лермонтов подчеркивает одиночество героя.

Кульминационным моментом является сцена боя с барсом. Человек, слабый телом, воспитанный в монастыре, победил дикого зверя.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он…

Это произошло только потому, что в человеке проснулся «мо­гучий дух», которого не было в звере. Так Лермонтов утвержда­ет безграничные возможности человека.

Так путешествовал герой три дня, но «тщетно спорил он с судьбой»: дорога вновь привела его к стенам монастыря. Слово «судьба» появляется в пээме не случайно, оно отражает пози­цию автора: человеку нег счастья и воли на земле, он их может обрести только на небесах:

Но что мне в этом? — пускай в раю,

В святом, заброшенном краю Мой дух навдет себе приют…

Мы видим, что Мцыри — романтический герой. Он одинок, живет в одном мире, но мечтает обрести другой, что оказывает­ся невозможным.

Так в произведении отражена позиция Лермонтова, как от­мечает литературовед Д Е. Максимов: «Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих ярких черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его эпохи — страдающим, непокорным, рвущимся к свободе».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.