Что нового внесла в художественную литературу «лейтенантская проза»?
«Лейтенантская проза» показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был нерасчлененной массой, что были разные люди, по-разному проявлявшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом — трусость и шкурничество, предательство и малодушие. «Лейтенантская проза» углубила психологизм и драматизм в изображении человека на войне, поставила в основу произведения проблему выбора.
Какой композиционный прием лежит в основе повести В. Быкова «Сотников»?
Повесть В. Быкова «Сотников» построена на контрасте. Контрастны герои Сотников и Рыбак, которые представляют два варианта поведения в экстремальных обстоятельствах. Контраст наблюдается между внешним обликом и внутренним содержанием. Сотников слаб физически, но неуступчив и стоек духовно. Рыбак вынослив, силен, храбр в бою. Но он оказывается малодушным перед лицом смерти.
Какие произведения о Великой Отечественной войне относятся к «магнитофонной» художественно-документальной прозе? Проанализируйте одно из них.
«Магнитофонная» проза зародилась в Беларуси. Это художественно обработанные магнитофонные записи рассказов очевидцев, сильные неприкрытой правдой, драматизмом, деталями, которые невозможно придумать. Первым произведением такого рода была книга А. Адамовича, В. Колесника, И. Брыля «Я из огненной деревни» о трагедии сожженной дотла Хатыни. А. Адамович и Д. Гранин написали также жестокую в своей правде «Блокадную книгу». Ученицей и продолжателем этой линии документально-художественной прозы стала С. Алексиевич, создавшая книгу о женщинах на войне «У войны не женское лицо».
Какие нравственные проблемы решались в военной прозе 1970-80-х годов?
В 1970-е — начале 80-х годов в военной прозе разрабатываются новые проблемы, более глубокие нравственные конфликты. В повести В. Тендрякова «Донна Анна» лейтенант Галчевский убивает командира, заподозрив его в трусости, и ведет солдат в бессмысленную атаку, в которой все, кроме него, погибают. За книжные представления о храбрости Галчевский платит страшную цену. Здесь решается проблема трагической вины, рожденной бессмысленной верой в массовые понятия чести, патриотизма. В повести В. Кондратьева «Сашка» герой отказывается расстрелять безоружного немца — это тоже новое явление в изображении войны. В повестях В. Быкова «Карьер», «В тумане» герои показаны уже не в минуты героизма, а в будний час между жизнью и смертью, причем свои воюют против своих. Важной нравственной проблемой становится проблема доверия.
Какие произведения посвящены переломному моменту в истории Великой Отечественной войны — Сталинградской битве?
Сталинградская битва с очерковой точностью была изображена К. Симоновым в повести «Дни и ночи». Здесь героическое выступало в его массовом проявлении, в нерасчлененности на отдельные судьбы. Впервые Сталинградскую битву в ее «окопной» правде показал В. Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Писатель камерно-лирически, без патетики, сдержанно повествует о человеке на войне, когда самым трудным оказывается не атака, а проверяющие. Проблема свободы личности оказывается решающим фактором в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба», центром которого является Сталинградская битва.
Какие этапы развития прошла «деревенская проза»?
«Деревенская проза» ведет свое начало с 1950-х годов. Ее истоками были очерки В. Овечкина «Районные будни». Но как направление в литературе «деревенская проза» складывается в начале 1960-х годов. Началом ее можно считать рассказы «Матренин двор» А. Солженицына, «Тугой узел», «Ухабы» В. Тендрякова. На первом этапе писателям важно было показать неблагополучие деревни, обратную сторону «счастливой» жизни в колхозах. В начале 1970-х годов «деревенщики» обратились к нравственным аспектам крестьянской жизни. Смерть героя, мотив прощания начинает играть большую роль в структуре произведения («Матренин двор» А. Солженицына, «Привычное дело» В. Белова, «Последний срок» В. Распутина). Смерть воспринималась в широком плане: не только как уход из жизни одного человека, но как гибель деревенских устоев, национальная драма. Писатели искали истоки национальной нравственности, почву, на которой может взрасти деревня. Такими хранителями русской общинности они видели людей старшего поколения. Именно старики и старухи стали положительными героями и воплощением национального характера в повестях В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова. В конце 1970-х годов писатели обращаются к переосмыслению коллективизации, раскрывают ее разлагающее влияние на деревню. Изменяется изображение зажиточных крестьян — кулаков. Их уничтожение расценивается как гибель самых трудолюбивых, хозяйственных крестьян («Касьян остудный» И. Акулова, «Пара гнедых» В. Тендрякова, «Овраги» С. Антонова). В 1980-е годы В. Распутин, Б. Можаев, В. Астафьев показывают нравственную гибель деревни, ее вымирание. В 1990-е годы «деревенская проза» как бы угасает.