Чем различается изображение коллективизации в романах М. Шолохова «Поднятая целина» и В. Белова «Год великого перелома»?
М. Шолохов позитивно оценивает коллективизацию, видит в ней перспективу развития деревни. В связи с этим жестокость раскулачивания, насильственные методы коллективизации затушеваны писателем, голод, охвативший полстраны, не показан вообще. В романе В. Белова «Год великого перелома» коллективизация осмысливается как «пролог к экономическому кризису сегодняшнего дня». Писатель не утаивает трагической сути раскулачивания, показывает нравственный и социальный кризис деревни, порожденный коллективизацией.
Какие проблемы поднимала «деревенская проза» 1960-70-х годов?
«Деревенская проза» ставила проблемы гибели русской деревни, раскрестьянивания мужика, падения нравственности, исчезновения деревенской народной культуры, ремесел и промыслов, составлявших славу России. Особой проблемой было администрирование жизни деревни, бюрократизация. Важной проблемой было опустошение деревни, уход из нее молодежи. Такая молодежь, не умеющая воспринять лучшее в культуре города и растерявшая культуру деревенскую, создавала ряды маргиналов — людей промежуточного положения между городом и деревней. Это особая проблема, составившая сущность рассказов В. Шукшина.
Как объясняется название острова в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»?
Название острова (и повести) символично. Матера — твердая земля, суша, противоположность воде, согласно словарю В. Даля. Распутинская Матера — это основа, твердь, противопоставленная воде как символу разрушения. Но Матера может противостоять природной стихии. Разрушают же ее люди, торопящиеся похоронить, затопить трехсотлетний остров.
В чем состоит трагический смысл повести В. Распутина «Прощание с Матерой»?
В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» трагический смысл заключен в разрыве связи поколений, в неразвитости нравственности детей, забывающих вскормивших их родителей и родную землю. Трагизм — в забвении долга перед живыми и мертвыми.
Какова основная идея всей прозы В. Распутина?
Через всю прозу В. Распутина проходит идея памяти как безусловной нравственной ценности, без которой теряется связь поколений, утрачиваются нравственные основы нации, невозможен прогресс.
В чем заключается конфликт в повести В. Распутина «Пожар»?
Конфликт повести В. Распутина «Пожар» в его непосредственном выражении — это столкновение носителей моральных устоев совестливости, нестяжательства, доброты с «архаровцами» — существами духовно разрушенными, временщиками, перекати-поле. В более широком смысле это конфликт между памятью и беспамятостью.
Кто в прозе В. Распутина является носителем нравственности?
Как правило, носителями нравственности в прозе В. Распутина являются старики и старухи. Именно в них, прошедших тяжелую жизнь, сумевших сохранить доброту, совестливость, участие и сочувствие людям, внутреннее достоинство и готовность к самопожертвованию, видит писатель ту основу, на которой еще держится русская нация.