Какие роды литературы и жанры произведений преобладают в вашем чтении? Чем вы объясняете свой выбор?
Эпические и лирические произведения. В эпосе романного жанра привлекают сюжеты, сложная композиция, философские размышления автора и его героев. В лирике — элегии, созвучные собственным настроениям. Драма предназначена для постановки на сцене, поэтому предпочитаю смотреть пьесы в разных театрах и сопоставлять театральные интерпретации.
Какие эпические произведения вы читали? Можно ли, отвечая на этот вопрос, говорить прежде всего о прозаических произведениях?
Я читал рассказы, повести, романы, очерки, эссе. К эпосу можно отнести не только прозаические произведения, но и написанные в стихотворной форме, например «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и т. д. В русской и мировой литературе существует жанр романа в стихах («Дон Жуан» Дж. Г. Байрона, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина).
Объясните, почему «Евгений Онегин» назван «романом в стихах» и как вы понимаете слова Пушкина о том, что между романом и романом в стихах — «дьявольская разница».
Роман «Евгений Онегин» — лирический дневник целого десятилетия жизни поэта, в котором поэт отразил не только события общественной жизни, интересы молодой дворянской интеллигенции, быт и культурный уровень различных слоев дворянства, некоторые детали народной жизни и т. д., но и включил в основную сюжетную линию лирические отступления и размышления автора, сопровождающие романные события. К тому же нельзя забывать о форме «Евгения Онегина», т. е. о стихотворном размере, которым он написан, об «онегинской строфе». Вот и обнаруживается «дьявольская разница» между романом вообще и романом в стихах Пушкина.
Какие признаки лирического произведения считаете вы самыми характерными, специфичными для него?
Наличие в лирическом произведении образа-переживания, лирического героя, повышенная эмоциональность. Стихотворения, созданные великими поэтами по какому-либо конкретному случаю или в связи с фактами биографии, приобретают часто общечеловеческую значимость, потому что содержат вневременные ценности, доступные и близкие большинству.
Какой признак лирического стихотворения кажется вам наиболее существенным: ритм, рифма, стихотворный размер? Может быть, вы назовете какие-то другие признаки?
Все названные признаки в совокупности с теми, о которых говорилось в ответе на предыдущий вопрос.
Можно ли инсценировать лирическое произведение?
Лироэпическое можно. Стихотворение нельзя инсценировать, его можно переложить на музыку, создать романс или песню и исполнять.
Перед вами строки стихотворений пяти размеров русского силлабо-тонического стиха. Определите размер каждой из этих строчек:
У лукоморья дуб зеленый… — ямб.
Сквозь волнистые туманы… — хорей.
Славная осень! Здоровый, ядреный… —
дактиль.
Однажды в студеную зимнюю пору… —
амфибрахий.
Меж высоких хлебов затерялося… —
анапест.
Вам знакома инверсия — перестановка слов, которая может придать стиху большую выразительность. Проверьте это на примерах инверсии из стихов Н. Заболоцкого:
Приближался апрель к середине…
Лоб его бороздила забота…
Непочатого хлеба ковригу…
Бил ручей, упадая с откоса…
Сначала восстановите обычный порядок слов: «Апрель приближался к середине…» Что создала в этой строчке инверсия?
«Апрель приближался к середине…» — инверсия придает фразе медитативность, лиричность размышлений.
«Забота бороздила его лоб…» — инверсия помогает достичь впечатления о напряженности мысли героя. Перестановка слов подчеркивает важность забот
героя.
«Ковригу непочатого хлеба…» — путем инверсии акцент делается на слове «непочатого», т. е. подчеркивается, что к хлебу еще никто не прикасался.
«Ручей бил, упадая с откоса» — инверсионное вынесение на первый план слов «бил ручей» создает картину и передает звучание бурно струящейся воды.
К какому из родов литературы отнесете вы рекламный плакат Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме» или «Беги со всех ног покупать «Огонек»? Нужно ли и эти краткие рекламные стихи записывать «лесенкой»? Маяковский это делал, В чем особенность записи стихов «лесенкой»?
Трудно отнести к лирике рекламные стихи, но наличие рифмы, определенной ритмики указывает на принадлежность их в лирическому роду литературы. Лесенкой подчеркивается значение ключевого слова в рекламном призыве, как «Огонек», Моссельпром.
Как связаны между собой такие части драматического произведения, как акт, действие, явление, сцена, картина?
Акт и действие — понятия синонимичные, означающие законченную часть пьесы, на которые она делится. Вместе с тем развитие действия означает реализацию сюжетной линии. Иногда акт называется сценой. Явление — часть акта, сцены, определяемая кругом действующих лиц. С появлением новых персонажей или уходом за сцену некоторых из них меняется явление. Некоторые драматурги вместо слова «явление» используют — «картина».
Внимательно прочтите фрагменты из «Мертвых душ» Гоголя. Решите, что перед вами: сравнения или метафоры, и попробуйте доказать свою правоту: «Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями»; «Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке». В. Катаев утверждает, что это метафоры. Прав ли он?
Вопрос сложный, так как все-таки метафорой можно считать нерасчлененное сравнение, в котором легко усматриваются оба члена. Здесь же они соединены союзами «как будто», «как», что характерно для сравнений. Их можно считать метафорическими сравнениями в силу того, что Гоголь придал сопоставляемым образам чрезвычайную выразительность и зримость.
Чехов сказал, что его поразило в одном ученическом сочинении определение моря: «Море было большое». В. Катаев стремится поддержать Чехова и пишет: «И правда, вот вы увидели море: пер-
вое, что вам приходит в голову, это то, что оно большое, огромное». Согласны ли вы с мнением этих писателей или вы по-иному восприняли море при первой встрече?
Чехова, вероятно, поразило столь слабое, примитивное восприятие учеником моря — большое. Огромное — более точное определение моря. Прекрасное описание моря дали наши поэты, например В. А. Жуковский:
Безмолвное море, лазурное море.
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо, ты дышишь…
Это описание вбирает в себя и большой размер моря, и его огромность. А что касается ученического сочинения, то вполне закономерно, что автор начинает именно с впечатления о большом водном пространстве, его бескрайности. Но выразить более разнообразно и точно свои впечатления ученику было сложно. К тому же нам неизвестно, в каком классе он учился.
Прочтите описание пейзажа: «А наверху в это время, в той стороне, где заходит солнце, скучиваются облака; одно облако похоже на триумфальную арку, другое — на льва, третье — на ножницы». Это текст Чехова. Какие художественные приемы использованы в описании?
Использован прием сравнения. Критерии различения его с метафорой мы попытались раскрыть в ответе на 13-й вопрос.