Какие вопросы поднимал в своих произведениях А. Д. Кантемир?
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744) был убежденным сторонником просвещенной монархии и теории «естественного права», т. е. равных прав людей перед законом, полученных при рождении человека. Свои взгляды он высказывал в произведениях разных жанров, главным из которых была сатира, т. е. развернутое стихотворение обличительного содержания. Он обличает невежество представителей разных слоев общества, начиная от безграмотного помещика до одного из высших церковных иерархов, противников петровских преобразований, мечтающих повернуть вспять развитие страны («На хулящих учение. К уму своему»). Теория «естественного права» защищается им в сатире «Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворян злонравных», в которой обличению подвергаются дворяне, кичащиеся своей родословной, заслугами предков перед отечеством, но проводящие сами свою жизнь в праздности и погоне за собственными удовольствиями, с презрением относящиеся к крестьянам и выходцам из незнатных родов.
Значительную роль в творчестве Кантемира играет сатира «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому», в которой поэт утверждал, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание. Велика ответственность родителей за воспитание своих детей. Нельзя при этом забывать, что «пример наставления всякого сильнее».
Основную задачу воспитания Кантемир видел в том:
Чтобы сердце, страсти изгнав, младенчее
зрело
В добрых нравах утвердить, чтоб через то
полезен
Сын твой был отечеству, меж людьми
любезен
И всегда желателен: к тому все науки
Концу и искусства все должны подать
руки.
Как видим, Кантемир выражает взгляды, близкие и другим писателям-классицистам. В. Белинский высоко оценивал эту сатиру и рекомендовал заучивать ее наизусть всем вступающим в брак.
В других сатирах высмеиваются такие пороки, как наглость, страсть к сплетням. Интересен образ временщика в пятой сатире.
Свои эстетические взгляды Кантемир высказал в сатире, названной им «О опасности сатирических сочинений. К музе своей». Основной принцип сатиры он формулирует афористично: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Несмотря на то что сатиры вызывают раздражение в обществе и создают угрозы благополучию автора (и этому есть подтверждение в биографии Кантемира), он заявляет, что никогда не прекратит рабо
ту в этом жанре, потому что пишет «по должности гражданина».
За какие идеалы ратовал А. П. Сумароков?
Александр Петрович Сумароков (1717-1777)- выдающийся писатель и теоретик русского классицизма. В своих произведениях, особенно трагедиях, он выступал против деспотизма, являясь сторонником просвещенной монархии, что с особой силой проявилось в «Димитрии Самозванце». Димитрий не потому заслуживает свержения с престола и кары, что он самозванец, а потому, что он тиран. Идеальным правителем страны для писателя оставался Петр I, монарх-преобразователь. В «Слове похвальном о государе Петре Великом» Сумароков писал: «До времени Петра Великого Россия не была просвещена ни ясным о вещах понятием, ни полезнейшими знаниями, ни глубоким учением; разум наш утопал во мраке невежества… Вредительная тьма разума приятна была, и полезный свет тягостен казался… Возмужал Великий Петр, и взошло солнце, и мрак невежества рассыпался. Обманулись невежи и упрямцы, с суеверами, возбудителями своими, в мерзкой своей надежде…» Для верховного правителя, по Сумарокову, должно быть превыше всего благо его подданных, он неукоснительно должен соблюдать законы и не поддаваться своим страстям. Это его государственные, социально-политические убеждения. Однако Сумароков, как мы уже сказали, выступал как теоретик классицистического искусства. В «Эпистоле о стихотворстве» (эпистола — род послания) он ратовал за строгое соблюдение норм эстетики классицизма: строгое деление литературы на роды и жанры, их назначение в обществе, за соответствие жанров определенным литературным стилям, за единство сюжетного действия, времени и места в драматическом произведении.
В комедиях и эпиграммах Сумароков осмеивал пороки общества и человеческой личности, вел литературную полемику со своими оппонентами.