Почему А. Н. Радищев называет «осьмнадцатое столетие» одновременно безумным и мудрым?
Восемнадцатый век Радищев оценивал как век противоречий. С одной стороны, Россия достигла большого прогресса в политической сфере, в укреплении государственности, авторитета на международной арене. Расширились и укрепились границы России. Радищев, несомненно, высоко оценивал распространение и развитие идей просвещения и их влияние на общественную и интеллектуальную жизнь страны. Мудрость века проявилась также в больших научных достижениях, сказавшихся и на прогрессе в промышленности, в создании замечательных произведений русской литературы, скульптуры, градостроительства, живописи. «Осьмнадцатое столетие» в то же время «безумно» из-за постоянных кровопролитий. Это в первую очередь крестьянские войны, крупнейшей из которых стало восстание Пугачева, их жесточайшее подавление, дальнейшее усиление крепостнического гнета, произвола «власть имущих». Это и безумная реакция властей на стремление передовой части общества к духовной свободе. Вспомним судьбы просветителя Н. И. Новикова и самого Радищева, за свою литературную деятельность подвергшихся репрессиям.
Охарактеризуйте классицизм как литературное направление. Назовите черты русского классицизма.
Классицизм прежде всего следует рассматривать как художественное направление, объединившее по своим философским, политическим и эстетическим позициям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизованного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство страны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художественного творчества. Классицисты исповедовали философию Р. Декарта, согласно которой отдавали предпочтение разуму перед чувствами и эмоциями. Любой конфликт в их произведениях решался в пользу разума, долга перед отечеством, служения обществу, верности традициям. Слово «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый». Писатели этого направления таковыми образцами считали произведения античной литературы — древнегреческой и римской. Потому часто их собственные эпические, драматические и стихотворные произведения были написаны на античные сюжеты, содержали в себе указания на них, имена героев и мифологических персонажей античного мира. Классицисты также использовали основы античной эстетики при построении своих творений, например трехчастную композицию в оде и архитектурных сооружениях, три единства в драме, прямые ораторские обращения, строгое деление согласно античной эстетике на роды и жанры, притом каждому жанру соответствовал свой стиль: комедии и сатире — низкий, оде, трагедии — высокий, драме — средний. Герои также делились на возвышенных и низких. Эстетические требования, которыми руководствовались классицисты, были сформулированы еще Аристотелем в трактате «Поэтика» и закреплены в «Поэтическом искусстве» французского теоретика классицизма Н. Буало.
Литература русского классицизма развивалась в середине XVIII века. Учитывая опыт и принципы западноевропейской литературы, имела ряд своих особенностей. Их можно кратко сформулировать следующим образом: а) повышенный интерес к русским национальным традициям, к историческому прошлому нашего отечества, а также и к некоторым актуальным проблемам современников; б) большее развитие, чем на Западе, в классицизме получило сатирическое направление, обличавшее пороки российского общества; в) перенесение идеи абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма, что привело к возникновению новой в истории классицизма антидеспотической, тираноборческой направленности произведений, выразившейся в обличении пороков людей, наделенных властью и не исполнявших должным образом свои обязанности; г) наконец, проявление интереса к судьбе простого русского человека, крепостного крестьянина, а также интереса к русскому народному творчеству.