Можно ли говорить о речевой характеристике Герасима? Как он общался с окружающими?
Устной речи в нашем обычном понимании у Герасима не было. Но он общался с окружающими, и они его понимали. Для общения служили жесты, мимика, звуки.
Даже Муму хорошо понимала своего хозяина.
Какой герой рассказа «Муму» отличался многословием?
Очень любил поговорить и был многословен пьяница-башмачник Капитон. Степенный дворецкий Гаврила Андреич думал о нем: «Нечего сказать, аккуратно говорит человек».
Вспомните диалог Тома и Гека и решите, кто из них красноречивее.
Можно вспомнить диалоги друзей и в «Приключениях Тома Сойера» и в «Приключениях Гекльберри Финна». Том всегда мгновенно загорался новыми замыслами и хотел тут же поделиться с Геком, который был немногословным и перед тем, как сказать, должен был подумать.
Какой диалог в «Приключениях барона Мюнхгаузена» можно назвать самым правдивым?
Сам барон Мюнхгаузен считал правдивыми все свои рассказы. Однако ни один из них не опирался на реальные события.
Монологи каких героев вы помните наизусть? Вспомните и прочтите.
Чаще всего запоминаются монологи из стихотворных произведений. Многие любят исполнять фрагменты из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Легко запоминаются и монологи из сказок, особенно если они в вариантах повторяются несколько раз (обычно три раза).
Попробуйте сочинить монолог в защиту Муму.
Это задание подсказал один ученик 5 класса. Он стремился всех убедить в том, что несправедливый поступок Герасима нужно осудить, чтобы никто его не повторял. Он не раз произносил в классе проникновенные слова в защиту Муму. Вот один из его монологов.
«Муму — очень умная и преданная хозяину собачка. Она чистоплотна. Она знала свое дело — защиту двора и никогда не нарушала порядка в этом дворе. Даже тогда, когда хозяин решил с ней расстаться и ее утопить, она даже не догадалась, что ей грозит гибель, — так любила и верила в своего хозяина.
Я осуждаю Герасима и считаю, что он мог уйти в свою деревню вместе с собачкой».
Подготовьте речевые характеристики мальчиков из рассказа «Бежин луг».
Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, манерой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тонким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчиком.
Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, которые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.
Павлуша говорит четко, мыслит логично, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наделен чувством юмора, умением видеть комическую сторону событий, которые наблюдает.
Ильюша многословен и склонен к повторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пытается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказательства правдивости своих рассказов.
Там, где Павлуша смеется, Ильюша пугается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.
Можно сделать вывод, что речевая характеристика помогает понять характер человека.
Вместе с одноклассником создайте диалог о своем отношении к последней прочитанной вами книге. Пусть остальные ученики послушают вас и дадут на его основании вашу речевую характеристику.
Для обсуждения можно использовать произведение, которое вы читали на уроках и хотите еще раз обсудить. Например, возможен разговор о том, как было воспринято появление «Хоббита» (вспомните 5 класс!) да еще и в связи с целым циклом киноэпопей о Властелине Колец. Можно поспорить о книге, по которой создан фильм, например о «Гарри Поттере».
Оценить речь говорящего, то есть дать речевую характеристику, можно, ответив на вопросы.
Как звучит речь (плавно или отрывисто, гладко или с ненужными паузами)?
Удачен ли подбор слов для реплик?
Умело ли построены фразы (порядок слов, их структура)?
Насколько богат словарь?
Насколько свободно участник беседы владеет тем текстом, о котором спорит (использует или нет отрывки наизусть или читает их с листа)
Дайте речевую характеристику одного из литературных героев.
Речевая характеристика литературного героя интересна тогда, когда она помогает понять этого героя, его характер, поступки.
Так, речевая характеристика Тома Сойера должна показать, что он хорошо владел словом и был фантазером. Том был многословен и всегда готов говорить о своих выдумках и замыслах. Он плохо умел слушать своих собеседников и поэтому часто попадал впросак. При этом можно поискать и любимые слова героя и определить, как он строит свои предложения. Так, Том иногда перебивал сам себя и не всегда дослушивал своих собеседников.
Как же говорил Гек Финн? В его речи были ошибки, она не была связной и плавной. Он знал не так много слов, как Том. Но речь Гека была точной и никогда не отвлекала его от главного — того, о чем он начал говорить.
Можно создать и речевую характеристику Маши, используя дневник, который создала девочка. Именно в дневнике она сохранила некоторые разговорные фразы, поэтому ее письменная речь помогает понять, какой была речь устная.
Вспомните правила о том, как нужно слушать и как говорить. Вы читали их в учебнике-хрестоматии для 5 класса. По какой причине сначала напечатана памятка о том, как нужно слушать, и только потом о том, как нужно говорить? Как вы объясните такую последовательность?
Памятка для слушающего
1. Внимательно слушайте того, кто с вами говорит. Стремитесь понять собеседника.
2. Пытайтесь понять намерения собеседника, догадаться, зачем он это говорит.
3. Если вам неясен смысл речи, не спешите с выводами, не торопитесь утверждать, что все сказанное — чепуха: так поступает только очень невнимательный человек.
Памятка для говорящего
Эти правила так важны, что многие из них закрепились в пословицах, которые помогают организовать нашу речь.
1. Будьте осторожны со словом. «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».
2. Прежде чем говорить, подумайте. «Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь».
3. Правильно оценивайте собеседника. Беседа с другом и с учителем по-разному построена и по-разному звучит.
4. Не говорите о том, что всем давно и хорошо известно.
5. Не будьте многословными. «Речь хороша, когда коротка».
6. Следите за тем, как вы ведете себя при разговоре (мимика, жесты, поза).
Памятка для читающего
1. Каждый читатель знает, что он читает, зачем читает и как читает.
2. Учебник помогает выбрать автора и произведение. Он помогает вам решить вопрос, что читать. В нем собраны лучшие произведения, созданные замечательными писателями.
3. Вы, конечно, хорошо знаете, зачем читаете. Вы давно поняли, что всегда полезно и интересно встретиться с хорошими книгами: они — ваши лучшие друзья, советчики и помощники. Чтение даже теперь, когда есть телевизор и компьютер, увлекательно для человека любого возраста.
4. Как можно читать?
Можно читать бегло, чтобы только ознакомиться с текстом. Так все обычно читают газеты.
Умеете ли вы читать бегло? Да. Нет. (Подчеркните ответ.)
Можно читать неторопливо, вдумчиво: с чувством, с толком, с расстановкой. Так мы читаем книгу, которая нам понравилась.
Умеете ли вы читать неторопливо, вдумчиво? Да. Нет. (Подчеркните ответ.)
Иногда книгу, которая нам понравилась, мы не раз и не два перечитываем.
Часто ли вы перечитываете хорошую книгу? Часто. Редко. Иногда. Никогда. (Подчеркните ответ.)
И при беглом, и при внимательном, и при повторном чтении мы — активные читатели, которые решают, как им нужно читать в каждом случае.
Читать и понимать мысли и чувства того, кто для вас создал книгу, — вот задача каждого читателя.